Психолог Арсений Володько

Психолог: радиофобию не победить, но можно попробовать

219
Психолог полагает, что тревожность для человека естественна, а один из ветеранов-чернобыльцев убежден: главное – говорить о радиации на понятном языке.

МИНСК, 15 апр – Sputnik. Многие в 1986 году, когда произошла авария на Чернобыльской АЭС, спекулировали на теме радиофобии, убежден председатель комитета ветеранов-чернобыльцев Владимир Каменков.

По его словам, он накануне годовщины чернобыльской трагедии часто встречается с учениками школ, рассказывает о событиях 33-летней давности и признает: школьники зачастую слушают с интересом. Кроме того, комитет выпустил книгу, в которой постарался изложить максимально объективно, что происходило в 1986 году.

Можно ли победить радиофобию и нужно ли это делать, выясняли эксперты в мультимедийном пресс-центре Sputnik.

Зачем "радиоактивное вещество" заменили "радионуклидом"

Для развенчания фобий важно правильно преподносить информацию, убежден Каменков. У него 20 лет педагогического стажа, и он охотно делится своими методиками, как сделать сложную тематику понятной, в том числе для школьников.

Председатель комитета ветеранов-чернобыльцев Владимир Каменков
© Sputnik / Елена Васильева
Председатель комитета ветеранов-чернобыльцев Владимир Каменков

"Многое зависит от того, как изложить информацию. В зависимости от состава аудитории можно по-разному преподнести материал", – сказал Каменков и признал, что сейчас школьники очень продвинутые.

Но даже для продвинутого молодого поколения в рассказе о ЧАЭС он заменяет термин "радионуклиды" более понятным – "радиоактивное вещество".

"Когда говоришь, что вещество радиоактивно, сразу ясно – оно опасно. Выступая перед школьниками, я чаще использую такой термин", – пояснил Каменков.

По его словам, когда он участвовал в ликвидации аварии, допустимая доза была 25 рентген. Ее можно было набрать довольно быстро – при работах на самой станции или "собирать" месяцами.

В рассказах об аварии на ЧАЭС также часто пользуются общим термином – пострадавшие. Но, говоря о них, порой путают тех, кто проживал на загрязненной территории, и тех, кто ликвидировал последствия аварии. Местное население было эвакуировано, а ликвидаторы работали на "грязных" территориях неделями и месяцами. Каменков старается в беседах со школьниками разграничивать эти понятия, чтобы они лучше понимали, что происходило в 1986-м.

Все мы тревожимся, радиофобию не победить?

"С точки зрения психологии, радиофобию не победить, ведь это боязнь любых излучений", – пояснил психолог Арсений Володько.

Психолог Арсений Володько
© Sputnik / Елена Васильева
Психолог Арсений Володько

Он также добавил: даже если человек боится излучения от микроволновки или покупает специальный чехол для телефона, который бы минимизировал влияние гаджета на организм, он уже радиофоб.

"Если говорить о природе человеческих страхов, то любым живым существам свойственна тревожность", – уверен психолог.

По словам Володько, мы живем в насыщенном информационном поле, и отсутствие информации провоцирует панику и возникновение "страшилок". Количество тревожных расстройств у людей растет в разы, говорит психолог. Он ориентируется в этом вопросе на европейскую статистику и констатирует: в крупных городах от таких расстройств страдает около 10–15% населения.

"Кто-то будет бояться пауков, кто-то микробов, кто-то радиации", – считает он.

Подробнее о том, как в МПЦ Sputnik прошел круглый стол "Преодоление радиофобии у жителей Беларуси", смотрите на видео на нашем YouTube-канале.

219
Теги:
Авария на Чернобыльской АЭС, Беларусь, Минск

Член Общественной палаты РФ, журналистка, член экспертного совета при уполномоченном по правам человека в РФ Мария Бутина

Мария Бутина о том, как защитить свои права, если ты журналист

64
(обновлено 16:28 26.10.2020)
В пятницу, 30 октября, в 13:00 российская общественница Мария Бутина, обвинявшаяся в сговоре против США и вернувшаяся в Россию ровно год назад, проведет вебинар для российских и зарубежных журналистов на тему "Как защитить свои права, если ты журналист?".

Международное информационное агентство и радио Sputnik продолжает серию онлайн-сессий просветительской программы SputnikPro. В пятницу, 30 октября, в 13:00 российская общественница Мария БУТИНА, обвинявшаяся в сговоре против США и вернувшаяся в Россию ровно год назад, проведёт вебинар для российских и зарубежных журналистов на тему "Как защитить свои права, если ты журналист?".

На мастер-классе Мария Бутина ответит на лучшие вопросы участников. Для участия в онлайн-сессии необходимо заполнить форму по ссылке.

За дополнительной информацией по проекту SputnikPro можно обращаться к продюсеру информационного агентства и радио Sputnik Беларусь Павлу Антонову – p.antonov@sputniknews.com, тел +375 (29) 550 06 31 (Telegram), + 375 29 676 02 59 (Viber и WhatsApp). 

SputnikPro – проект международного информационного агентства и радио Sputnik для журналистов, студентов профильных вузов, сотрудников пресс-служб и медиаменеджеров, направленный на обмен опытом и развитие профессиональных связей с зарубежными коллегами. Ведущими модулей проекта выступают как руководители подразделений Sputnik, так и другие известные российские журналисты и эксперты. С марта 2018 года мастер-классы и семинары SputnikPro прошли уже в 22 странах мира: от Армении до Индии, от Греции до Китая. В общей сложности в них приняли участие более 3000 слушателей из 80 государств. Следите за новостями проекта на нашей странице в Facebook.

Sputnik – одно из крупнейших международных СМИ, объединяющее мультимедийные интернет-сайты на 33 языках, аналоговое и цифровое радиовещание в более чем 90 городах мира. Новостные ленты Sputnik круглосуточно поставляют информацию ведущим изданиям по всему миру на английском, арабском, испанском, китайском и фарси. Аудитория информационных ресурсов Sputnik составляет более 80 миллионов посетителей в месяц, общее количество подписчиков в соцсетях Sputnik превышает 20 миллионов. В 24 редакционных центрах по всему миру, от Бишкека до Кишинева и от Пекина до Монтевидео, работает свыше тысячи человек десятков национальностей. Sputnik входит в медиагруппу "Россия сегодня". Головной офис Sputnik находится в Москве.

64
Теги:
SputnikPro, Мария Бутина, Мультимедийный пресс-центр Sputnik Беларусь
Микрофон и наушники в радиорубке Sputnik

Как делать подкасты: советы от практика

141
(обновлено 16:42 23.10.2020)
Российский эксперт в области подкастинга поделился тонкостями создания аудиопередач в интернете – от обложки и сценария до выпуска в эфир.

МИНСК, 23 окт – Sputnik. С чего начать делать подкасты, как писать сценарий к передаче и оформлять эпизоды, и почему подкаст не похож на радиопрограмму, рассказал руководитель центра инновационной журналистики Дирекции новых медиа Иван Громов.

В пятницу в МПЦ Sputnik Беларусь прошел онлайн вебинар SputnikPro на тему "Как сделать подкаст: запуск, сценарий, производство", во время которого Громов поделился со слушателями технологией создания простейшего, но увлекательного подкаста.

Подкаст – не радио

Главное отличие подкаста от FM-радио, отмечает эксперт, свободный тайминг.

"Представьте, на радио у вас есть один час, чтобы пообщаться с вашим гостем, приглашенным в студию. В этот час входит также реклама, информация о пробках, погоде и курсах валют и так далее. С точки зрения подкастинга здесь все гибче. Если интервью интересное, и его хочется продлить еще на полчаса, - пожалуйста", - говорит Иван Громов.

Он подчеркивает, подкаст – это "самодельный" контент: чтобы стать ведущим аудиопередачи в интернете, достаточно лишь наушников и желания говорить.

"Это очень просто и доступно. И с точки зрения редполитики нет никаких ограничений. Наверное, подкаст можно сравнить с пиратской радиостанцией – говорить можно о чем угодно. Это новый метод потребления информационного контента", - рассказывает эксперт.

Как делать?

По словам Ивана Громова, производством подкастов сегодня в основном занимаются журналисты, дизайнеры, блогеры и те, "кому просто нечего делать". На российском рынке есть три формата подкастов, поясняет руководитель центра инновационной журналистики Дирекции новых медиа: соло (один ведущий и микрофон), диалог (два ведущих, которые между собой общаются либо разговор ведущего и гостя) и спектакль (репортаж с места событий).

После того, как вы выбрали формат подкастов, советует спикер, стоит определиться с периодичностью выхода эпизодов – раз в неделю/месяц/полгода.

"Если вы выпустили его в другой срок, слушатель может почувствовать себя обманутым и есть вероятность, что он больше не будет слушать подкаст. Это мелочь, но очень важная, и не нужно ей пренебрегать", - поясняет Громов.

Сценарий

Следующий шаг в производстве подкаста – написание сценарного плана. По мнению эксперта, составлять сценарий нужно к каждому эпизоду, какой бы простой не была тема.

"Набросайте вопросы, которые хотели бы задать вашему собеседнику (если такой имеется), и актуальные факты на ту или иную тему. Вначале подкаста нужно дать понять слушателю, какой конфликт или инфоповод вы будете поднимать в эпизоде. Также не стоит на протяжении всего подкаста говорить только на одну тему", - советует спикер.

Иван Громов также рекомендует ведущим подкастов обращаться за экспертным мнением:

"Всегда старайтесь сослаться на специалистов – вы не специалист по всем вопросам. Сложные моменты делегируйте на экспертное мнение, чтобы оставаться на гармоничных весах объективности", - заявляет он.

Финал аудиопрограммы, как и начало, пожалуй, самые ответственные моменты, по мнению спикера.

"Эпизод заканчивать стоит на позитиве – слушателю нужны приятные эмоции. И если есть такая возможность, делайте открытый финал. Тогда слушатель сможет вернуться к темам вашего подкаста в других выпусках", - уверен Громов.

Оформление

По мнению эксперта, любой подкаст, как и человека, встречают по одежке. Оформление с точки зрения визуала (обложка) и аудиоконтента (интро, перебивки) – не менее важная часть, чем написание сценария.

"В 90 процентах случаев пользователи открывают подкасты по интересным обложкам. Постарайтесь сделать такую, чтобы ее было видно, и она соответствовала идеям вашего подкаста", - делится Иван Громов.

Такая же история и с названием отдельных эпизодов: по словам спикера, их нужно периодически актуализировать. В качестве джинглов-перебивок стоит подобрать не надоедливую, умеренную музыку.

Производство

Подкаст можно записывать с помощью обычной гарнитуры или микрофона на звукозаписывающее устройство. Для монтажа звука есть большое количество программ – Sound Forge, Garage Band, Adobe Audition, говорит Громов.

"Когда сценарий написан, обложка и джинглы выбраны, начинайте работы над пилотным эпизодом. Дайте его послушать нескольким людям и не торопитесь выпускать – оставьте две недели (а лучше месяц) в качестве производственного шага. Запаситесь информационными "консервами" на случай апокалипсиса, чтобы в случае чего заменить ту или иную тему", - подвел итог Иван Громов.

Что такое SputnikPro

SputnikPro – проект международного информационного агентства и радио Sputnik для журналистов, студентов профильных вузов, сотрудников пресс-служб и медиаменеджеров, направленный на обмен опытом и развитие профессиональных связей с зарубежными коллегами. Ведущими модулей проекта выступают как руководители подразделений Sputnik, так и другие известные российские журналисты и эксперты.

С марта 2018 года мастер-классы и семинары SputnikPro прошли уже в 22 странах мира: от Армении до Индии, от Греции до Китая. В общей сложности в них приняли участие более 3000 слушателей из 80 государств. Следите за новостями проекта на нашей странице в Facebook.

Sputnik – одно из крупнейших международных СМИ, объединяющее мультимедийные интернет-сайты на 33 языках, аналоговое и цифровое радиовещание в более чем 90 городах мира. Новостные ленты Sputnik круглосуточно поставляют информацию ведущим изданиям по всему миру на английском, арабском, испанском, китайском и фарси. Аудитория информационных ресурсов Sputnik составляет более 80 миллионов посетителей в месяц, общее количество подписчиков в соцсетях Sputnik превышает 20 миллионов. В 24 редакционных центрах по всему миру, от Бишкека до Кишинева и от Пекина до Монтевидео, работает свыше тысячи человек десятков национальностей. Sputnik входит в медиагруппу "Россия сегодня". Головной офис Sputnik находится в Москве.

141
Теги:
радио, SputnikPro
Темы:
Международный проект SputnikPro
Календарь 28 октября

Какой сегодня праздник: 28 октября

(обновлено 17:28 26.10.2020)
Сегодня среда, 28 октября. Этот день является 302-м в григорианском календаре, до Нового года остается 64 дня.

Знаете ли вы, что 28 октября отмечается День домашнего печенья? Так что обязательно порадуйте своих близких самостоятельно приготовленным угощением. О том, какие еще поводы для радости есть 28 октября, — в обзоре Sputnik.

Что произошло 28 октября

В 1886 году в Нью-Йорке состоялось официальное открытие статуи Свободы.

В 1914 году фирма Kodak объявила о начале работы над созданием технологий цветной фотографии.

В 1924 году Франция де-юре признала советское правительство.

В 1972 году пассажирский авиалайнер Airbus A300 отправился в первый полет.

Также 28 октября празднуется Международный день анимации, а в России — День бабушек и дедушек.

Кто родился 28 октября

28 октября в православном календаре

Православные чтут память преподобного Евфимия Нового, первомученика Лукиана, святителя Иоанна.

Именины

В этот день именины у Дениса, Ивана, Дмитрия, Афанасия, Ефима, Лукьяна, Семена.

28 октября в народном календаре

Люди об этом дне говорили так: "Ефимий холодом корни трав и деревьев с землей смыкает, всякое насекомое в жухлой траве укрывает, сон навевает".

Теги:
какой сегодня праздник, традиции и обряды, народные праздники
Темы:
Какой сегодня праздник: календарь на каждый день