Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова в пресс-центре Sputnik

Захарова рассказала о проблемах русскоязычного населения Прибалтики

499
(обновлено 17:01 13.12.2019)
Есть сразу несколько серьезных проблем, с которыми сталкиваются русскоязычные граждане Эстонии, Латвии и Литвы, и МИД России уделяет много внимания их решению.

МИНСК, 13 дек – Sputnik. О проблемах, с которыми сталкивается русскоязычное население стран Балтии, и о путях их решения рассказала официальный представитель российского МИД Мария Захарова во время пресс-конференции с представителями информагентств Sputnik из разных стран.

Закрытие русскоязычных школ

Проблему ликвидации русскоязычных школ в Эстонии подняла шеф-редактор Sputnik Эстония Елена Черышева. Она рассказала, что в Кохтла-Ярве осенью 2019 года вместо одной эстонской и двух русских гимназий открылась новая государственная гимназия – общая. При этом с начала учебного года уже около 10% русскоязычных учеников покинули учебное заведение из-за критики со стороны директора гимназии Хендрика Агура.

Мария Захарова отметила, что в курсе ситуации, которая складывается в Эстонии.

"Это продолжение деструктивной линии властей Эстонии на ликвидацию русскоязычного образования. Это абсолютный факт, он тоже не первый. Это часть глобального подхода, и подтверждается он одной простой данностью, что на днях муниципальное собрание эстонского города первым приняло решение закрыть со следующего года единственное общеобразовательное учреждение на русском языке. В качестве аргумента использовался неправдоподобный тезис о необходимости интеграции русскоязычной молодежи. Решение было принято вопреки мнению учеников и их родителей. Это и является подтверждением преднамеренности проведения такой сознательной политики", – пояснила она.

Представитель МИД России отметила, что ведомство также в курсе того, что проводящим мирные акции протеста против этого неправительственным организациям грозят уголовным преследованием.

"К сожалению, это тенденция. В ближайшее время такая же печальная судьба может постигнуть другие русскоязычные школы. Мы, во-первых, это все выявляем, озвучиваем, передаем эту информацию в профильные международные структуры в виде официальных обращений. Тех обращений, которые нельзя не заметить, которые должны стать частью глобальных обзоров, отчетов, по которым страны должны давать соответствующий ответ. Это и ООН, это и ОБСЕ, и Совет Европы", – перечислила Захарова.

Дискриминационная линия Таллинна в образовательной сфере в отношении национальных меньшинств очень заметна. К решению этой проблемы Россия привлекает внимание профильных международных организаций.

Шеф-редактор Sputnik Эстония Елена Черышева рассказала о ликвидации русскоязычных школ
© Sputnik / Виктор Толочко
Шеф-редактор Sputnik Эстония Елена Черышева рассказала о ликвидации русскоязычных школ

"И, помимо всего прочего, мы проводим сравнительный анализ того, как ситуация обстоит в других частях Европы, на которые в свое время страны Балтии ориентировались, и показываем, что это совершенно не то, к чему стремились народы, страны, власти, политики, говоря о своем европейском выборе. На самом деле, ситуация далека не только от высоких стандартов, но и от практик других стран Европейского союза и на пространстве ОБСЕ", – констатировала спикер.

Безгражданство, дерусификация и притеснения СМИ

Тему трудностей, с которыми сталкивается русскоязычное население Латвии, затронул представитель Sputnik Латвия Андрей Солопенко. Он задал вопрос Марии Захаровой о том, какие меры принимаются, чтобы бороться с дискриминацией.

Она отметила, что существует сразу три направления, по которым приходится работать.

"Во-первых, это, конечно, проблема массового безгражданства. Проживает в этой стране более 200 тысяч так называемых "неграждан", это порядка 10,7% населения. А 65% составляют этнические русские, лишенные основополагающих политических и социально-экономических прав. Речь идет о лишении и невозможности негражданами использовать избирательные права, они не могут учреждать политические партии, заключать сделки при покупке земли и недвижимого имущества без согласия муниципальных властей. Они не имеют права быть государственными чиновниками, служащими, муниципальными служащими. Также не могут занимать посты в военной службе, полиции, быть судьями и прокурорами", – перечислила представитель МИД России.

По ее словам, правозащитники насчитывают примерно 80 различий между гражданами и негражданами. В эти 80 различий входят порядка 47 ограничений на профессии.

Представитель Sputnik Латвия Андрей Солопенко затронул тему трудностей, с которыми сталкивается русскоязычное население страны
© Sputnik / Виктор Толочко
Представитель Sputnik Латвия Андрей Солопенко затронул тему трудностей, с которыми сталкивается русскоязычное население страны

"Всего опубликовано порядка 50 рекомендаций международных организаций: и Совета ООН по правам человека, и мониторинговых органов Совета Европы и ОБСЕ, которые касаются упрощения процедуры натурализации, предоставления негражданам избирательных и всех остальных прав, соблюдения пакета языковых прав национальных меньшинств. В СПЧ продолжается рассмотрение около 100 дел, которые связаны со статусом неграждан и с другими нарушениями латвийскими властями международных обязательств в области прав человека", - отметила спикер.

Существует также проблема дерусификации образования.

"Это характерно не только для этого государства. В принципе, это такая форсированная ассимиляция русскоязычного населения, вопреки международным правовым обязательствам. В 2018 году в апреле на территории Латвии вступили в силу поправки, которые предусматривали обязательный перевод к 2021-2022 годам всех школ на государственный язык обучения. То есть на русском языке будут преподаваться лишь русский язык и литература", – пояснила Захарова.

Еще одна проблема – это выдавливание российских СМИ из национального информационного пространства.

"Тут список примеров просто безграничный. Национальный совет по электронным СМИ Латвии просто проводит какую-то дикую для современного европейского пространства политику блокировки, остановки трансляций и так далее", – рассказала она.

Пути решения

Захарова отметила, что с этими тремя блоками проблем имеет дело не только Россия, но и все мировое сообщество. Чтобы решить их, нужно действовать сразу по нескольким направлениям.

"Первое – это обращаться в международные профильные структуры. Здесь нужно четко понимать: они дают оценку, они дают заключения, они выпускают доклады. Это системная глобальная работа", – пояснила она.

Второй путь решения – это действия самих граждан или неграждан, которые используют юридические механизмы.

"И это чрезвычайно важно, потому что без самого человека или организации, группы людей, которые отстаивают свои права, за них это делать не всегда настолько эффективно, как если делать это коллективно", – подчеркнула спикер.

Еще один вариант решения острых вопросов – обсуждение на международном уровне.

"Конечно, на двухсторонней основе у нас актуальный контакт на уровне глав внешнеполитических ведомств, эти вопросы ими также обсуждаются. Но обсуждаются они, главным образом, не на двухстороннем уровне с представителями этих стран, сколько с представителями официального Брюсселя. Вот здесь эта тема поднимается каждый раз. Значительная часть времени уделяется именно этим темам. И подвижки есть. Потому что, наконец, последние годы международное сообщество в виде международных организаций начало давать весьма сбалансированную и объективную оценку происходящему", – резюмировала Мария Захарова.

Видеозапись пресс-конференции смотрите на видео Sputnik.

499
Теги:
МИД России, СМИ, Мария Захарова, Россия, Прибалтика

Советник МИА Россия сегодня Олег Дмитриев

Медиаэксперт Дмитриев: как быстро придумать "цепляющие" заголовки

50
Известный медиаэксперт Олег Дмитриев провел для журналистов вебинар на тему "Заг – друг, а не враг": как быстро и эффективно придумать кликабельный заголовок".

В ходе мастер-класса просветительской программы SputnikPro советник медиагруппы "Россия сегодня" Олег Дмитриев поделился своим опытом в создании ярких заголовков, а также обратил внимание на ошибки, которые обычно допускают при этом журналисты.

Формула заголовка

Прежде чем написать заголовок, журналист должен задать себе вопрос – запомнит его читатель или нет? "Поэтому наиболее оптимальная формула в создании заголовка взята из возрастной психологии, так как читатель удерживает в памяти только 7+/-2 единицы информации", – отметил Дмитриев.

Для наглядности медиаэксперт предложил участникам мастер-класса вспомнить, как всего лишь одно предложение из семи слов "каждый охотник знает, где сидит фазан" ярко и легко раскрывает формулу радуги. Подобные конструкции запоминаются гораздо легче других. "Заголовок должен быть ярким, броским и легким для восприятия", – подчеркнул Дмитриев.

Минусы заголовков

В названии заголовка лучше избегать связки абстрактного существительного и глагола. "Дело в том, что абстрактное существительное – это не то, что хочет видеть читатель. Внимательнее стоит быть также с причастными и деепричастными оборотами", – обратил внимание Дмитриев. Также в заголовках лучше не использовать оценочные прилагательные, обобщения и придерживаться конкретики при формулировании основной мысли.

Что делает заголовок крутым

Медиаэксперт уверен, чтобы придумывать креативные заголовки надо развить в себе навык формирования ассоциаций. "Такие ассоциации могут появиться не сразу, но давать потом новые идеи для интересных заголовков", – порассуждал Дмитриев. Далее медиаэксперт попросил дать волю фантазии участникам мастер-класса и придумать ассоциации в слову "Че Гевара". "Революция, борьба" были первыми в списке предложенных вариантов. Дмитриев задал вопрос: какой заголовок будет более привлекательным – "Че Гевара был кубинским революционером" или "Чебурашку считают родственником Че Гевары"? Ответ был очевиден.

"Создать хороший заголовок помогут ассоциации, причем, наиболее продуктивны будут те, которые находятся во втором десятке. Также здесь помогут аллитерации – повторения одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность, цитаты и мемы", – подытожил Дмитриев.

Top line или кликбейт

Важно, чтобы заголовок совпадал с top line – главной мыслью. "Сейчас многие заголовки дублируют top line, и в этом есть момент кликбейта или привлечения большего внимания к заголовку. Что выбрать: top line или кликбейт?" – задал вопрос Дмитриев.

Медиаэксперт все же склоняется в пользу top line, потому что в этом случае журналист сохраняет честность и порядочность в общении с аудиторией. "При использовании кликбейта, возможно, одна статья наберет большое количество просмотров, но другие не вызовут такого интереса. Необходимо постоянно взвешивать, как данная новость будет восприниматься читателями: насколько top line лучше кликбейта либо наоборот" – посоветовал медиаэксперт.

Заголовки-инструкции

Еще одной разновидностью заголовков являются заголовки-инструкции, а также их разновидность – вирусные заголовки в форме хит-парада (например, "Три способа отвлечься от пандемии" и т.п.). "Такие виды заголовков имеют право быть, но я бы советовал, чтобы количество таких инструкций не было слишком большим", – отметил Дмитриев.

В заголовках-инструкциях могут использоваться различные стилистические приемы – метафоры, метонимии. "Очень хороший пример качественных заголовков, в которых часто используются идиомы. Изменение идиом и устойчивых выражений – отличный прием для создания успешного заголовка", – отметил медиаэксперт.

Что важно в подзаголовке и лиде

Медиаэксперт считает, что для подзаголовков хорошо использовать символьные и номинативные фразы. "Интриговать в подзаголовке важно только тогда, когда действительно есть нечто интригующее. Интрига ради интриги неприемлема", – подчеркнул Дмитриев.

По мнению медиаэксперта, важно обращать достаточное внимание на лид. "Главное назначение лида – заставить читателя прочитать текст до конца. В лидах Sputnik никогда не указывается top line, здесь мы ограничиваемся только ее подробностями, деталями – интересными моментами", – сказал он.

Существует несколько разновидностей лидов:

  • информативный (что, где и когда произошло)
  • атмосферный (задает атмосферу, задачу)
  • ретроспективный (отсылает к прошлому)
  • цитатный

"В лиде стоит избегать повторения заголовка, абстрактных слов и выражений и всегда стараться искать яркие моменты, которые вызовут у читателя интерес", – резюмировал Дмитриев.

SputnikPro – проект международного информационного агентства и радио Sputnik для журналистов, студентов профильных вузов, сотрудников пресс-служб и медиаменеджеров, направленный на обмен опытом и развитие профессиональных связей с зарубежными коллегами. Ведущими модулей проекта выступают как руководители подразделений Sputnik, так и другие известные российские журналисты и эксперты. С марта 2018 года мастер-классы и семинары SputnikPro прошли уже в 22 странах мира: от Армении до Индии, от Греции до Китая. В общей сложности в них приняли участие более 3000 слушателей из 80 государств. Следите за новостями проекта на нашей странице в Facebook.

Sputnik – международное информационное агентство и радио – часть российской медиагруппы "Россия сегодня". Sputnik объединяет интернет-сайты на 31 языке, аналоговое и цифровое радиовещание в более чем 90 городах мира и новостные ленты на английском, арабском, испанском, китайском и фарси. Аудитория информационных ресурсов Sputnik составляет около 57 миллионов посетителей в месяц, общее количество подписчиков в соцсетях превышает 22,9 миллионов. Головной офис Sputnik находится в Москве.

50
Теги:
SputnikPro, Олег Дмитриев, СМИ
Темы:
Международный проект SputnikPro
Олег Дмитриев

SputnikPro: как быстро и эффективно придумать кликабельный заголовок

30
(обновлено 10:55 25.02.2021)
В пятницу, 26 февраля, в 13:00 состоится вебинар для журналистов на тему "Заг – друг и не враг": как быстро и эффективно придумать кликабельный заголовок".

Международное информационное агентство и радио Sputnik продолжает серию онлайн-сессий просветительской программы SputnikPro. В пятницу, 26 февраля, в 13:00 состоится вебинар для журналистов на тему "Заг – друг и не враг": как быстро и эффективно придумать кликабельный заголовок".

В ходе мастер-класса советника медиагруппы "Россия сегодня" Олега Дмитриева будут рассмотрены различные подходы к созданию заголовков, их плюсы и минусы. На примерах статей из СМИ разных стран СНГ пойдет разговор о журналистских удачах, а также о проблемах, которые испытывают журналисты в создании заголовков.

Олег Аркадьевич ДМИТРИЕВ – советник Дирекции документационного обеспечения медиагруппы "Россия сегодня", колумнист Sputnik. Профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ "Высшая школа экономики", кандидат филологических наук. С 2001 по 2007 год – руководитель и продюсер проекта "Провинция" – системы видеообмена между региональными телекомпаниями России и СНГ. С 2007 по 2013-й год – руководитель учебных программ "ТВ-Новости" (телеканалы RT, "Русия аль-Яум", RT Espanol). Автор базовых учебных курсов для начинающих журналистов со знанием иностранных языков. Проводил консультации в корпунктах телеканала RT. Работал руководителем службы новостей радиостанции Voice of Russia на английском языке. C апреля по декабрь 2014 года – и. о. руководителя Дирекции Всемирного вещания на английском языке медиагруппы "Россия сегодня".

Для участия в онлайн-сессии необходимо заполнить форму по ссылке.

За дополнительной информацией по проекту SputnikPro можно обращаться к продюсеру информационного агентства и радио Sputnik Беларусь Павлу Антонову – p.antonov@sputniknews.com, тел +375 (29) 550 06 31 (Telegram), + 375 29 676 02 59 (Viber и WhatsApp). 

SputnikPro открыл "онлайн-сезон" в середине марта. На сессиях обсуждают специфику работы в условиях пандемии коронавируса, инструменты веб-аналитики и авторские права, учат, как проверять информацию на узкоспециальные темы, не запутать себя и пользователя, как получать трафик на новостные ресурсы, но избегать "желтизны". Участники могут отправлять друг другу сообщения в чат и делиться мнениями в режиме реального времени.

SputnikPro – проект международного информационного агентства и радио Sputnik для журналистов, студентов профильных вузов, сотрудников пресс-служб и медиаменеджеров, направленный на обмен опытом и развитие профессиональных связей с зарубежными коллегами. Ведущими модулей проекта выступают как руководители подразделений Sputnik, так и другие известные российские журналисты и эксперты. С марта 2018 года мастер-классы и семинары SputnikPro прошли уже в 22 странах мира: от Армении до Индии, от Греции до Китая. В общей сложности в них приняли участие более 3000 слушателей из 80 государств. Следите за новостями проекта на нашей странице в Facebook.

Sputnik – международное информационное агентство и радио – часть российской медиагруппы "Россия сегодня". Sputnik объединяет интернет-сайты на 31 языке, аналоговое и цифровое радиовещание в более чем 90 городах мира и новостные ленты на английском, арабском, испанском, китайском и фарси. Аудитория информационных ресурсов Sputnik составляет около 57 миллионов посетителей в месяц, общее количество подписчиков в соцсетях превышает 22,9 миллионов. Головной офис Sputnik находится в Москве.

30
Теги:
SputnikPro
Темы:
Международный проект SputnikPro

За год в Беларуси коронавирусом заразились почти 286 тысяч человек

0

МИНСК, 27 фев – Sputnik. Министерство здравоохранения Беларуси представило новую статистику по коронавирусу, за сутки выявлено почти полторы тысячи новых случаев заражения COVID-19, сообщает Sputnik.

(последует)

0