Мастер-класс нового образовательного модуля просветительского проекта SputnikPro

Как удержать читателя и реализовать большой проект: итоги SputnikPro для СМИ

204
(обновлено 17:03 04.02.2020)
В рамках очередного модуля просветительского проекта SputnikPro в Минске прошли мастер-классы для представителей прессы, посвященные городским медиа и цифровым продуктам.

МИНСК, 29 янв – Sputnik. Что сделать, чтобы завоевать внимание читателя в условиях его усталости от потока новостей, и как успешно реализовывать крупные редакционные проекты, рассказали в ходе мастер-классов нового образовательного модуля просветительского проекта SputnikPro в Минске в МПЦ Sputnik Беларусь. 

Своим опытом с белорусскими журналистами поделились руководитель редакции РИА Новости Недвижимость Ольга Набатникова и руководитель проектного офиса МИА "Россия сегодня" Алексей Смирнов.

Читатель устал

Сейчас к основным каналам информации – прессе, радио и телевидению – добавились новые: социальные сети, новостные рассылки, каналы в мессенджерах, подкасты. Новостей много, они настигают людей повсюду, поэтому люди устают от информации.

"Люди, по сути, не очень хотят, чтобы их информировали, как ни странно. Они жалуются, что СМИ прекрасно производят новости в огромном количестве, но, увы, они не объясняют, что все эти новости значат. Значительная часть аудитории активно избегает новостей, потому что новости негативно влияют на их настроение или потому что они чувствуют себя бессильными что-то изменить, услышав новость", – объясняет Ольга Набатникова.

Руководитель редакции РИА Новости Недвижимость Ольга Набатникова
© Sputnik Максим Богданович
Руководитель редакции РИА Новости Недвижимость Ольга Набатникова

Существует отдельная прослойка людей, которые читают только заголовки. Журналистам необходимо думать и о них, готовя свои материалы. "Важно понимать не только то, как меняется отношение аудитории к нашим новостям и к тому, о чем мы пишем. Нам важно понимать, что меняется и способ потребления нашей информации аудиторией. Меняются каналы, с помощью которых информация доходит до аудитории", – отметила спикер.

Раньше для журналистских материалов человек выделял отдельное время. Например, включал новости в 9 часов вечера, а в 7 часов утра открывал утреннюю газету. Сейчас все по-другому: люди выделяют определенное время на чтение или просмотр только в исключительных случаях. В остальных случаях человек получает новости ситуационно.

"Как правило, это происходит в дороге, когда человек ждет врача в поликлинике, когда он ждет окончания занятий своего ребенка в каком-то кружке. В этой ситуации человек в целом не очень хочет узнавать какие-то новости. Он захочет заполнить свое время. Поэтому возникает ситуация раздвоенного внимания. Соответственно, в такой ситуации больше всего востребованы самые простые, развлекательные материалы, которые будет легко читать и легко воспринимать", – подчеркнула эксперт.

В то же время читатели привыкли, что им не нужно искать новости: новости сами к ним приходят. Поэтому важно понимать, чего хочет аудитория. "Путь у нас, в целом-то, только один: мы должны использовать метрики. Мы должны очень внимательно следить за тем, что читает наша аудитория. Для этого мы используем счетчики и анализируем трафик", – рассказала Набатникова.

По ее словам, журналистам нужно также задумываться о том, как удержать внимание читателя у себя на ресурсе. Тут можно пользоваться треугольником нативной, или естественной, подачи информации. Чтобы заинтересовать читателя, информация должна быть полезной для него, должна эмоционально его затрагивать или восполнять его принадлежность к какой-то социальной группе.

Набатникова также рассказала участникам мастер-класса, где черпать вдохновение и новые темы для материалов. "Есть палочки-выручалочки, лайфхаки, которые в любой ситуации помогают структурировать подход к информации", – отметила она.

Участникам образовательного модуля объяснили не только как создавать проекты, но и оценивать потом их эффективность
© Sputnik Максим Богданович
Участникам образовательного модуля объяснили, как не только создавать проекты, но и оценивать потом их эффективность

К примеру, можно посмотреть на календарь и подумать, какие темы будут востребованы в данный период, изучить актуальные темы дня, какие изменения грядут. Также поможет изучение социальных сетей и того, какие темы в них обсуждают, а также общие новостные тренды.

"Очень важное умение для современного журналиста – замечать тренды. Социальный активизм и трендспоттинг – это вещи, которые тесно связаны и которые помогают получать хороший трафик и хорошую цитируемость", – заключила Ольга Набатникова.

Проект и результат

Чтобы вести и реализовывать большие проекты, нужно грамотное администрирование. В больших редакциях эту функцию берет на себя проектный менеджер.

"Появляются какие-то сложные истории, когда нужно делать лонгриды, спецпроекты запускать к каким-то большим событиям, эксклюзивные какие-то интервью делать. Подготовка к большим историям требует уже некого большого хорошего планирования, участия разных специалистов. И, соответственно, наличия каких-то инструментов, чтобы делать эти большие истории. Как раз в этой ситуации появляется узкое место – коммуникация, координация и, в принципе, управление всем этим процессом", – рассказал Алексей Смирнов.

Руководитель проектного офиса МИА Россия сегодня Алексей Смирнов
© Sputnik Максим Богданович
Руководитель проектного офиса МИА "Россия сегодня" Алексей Смирнов

Фактически, проектный менеджер – это человек, который отвечает за результаты проекта. Чтобы реализовать проект, нужно пользоваться долгосрочным планированием. "Планы должны быть как оперативные, так и долгосрочные. Мы знаем, когда у нас будет обращение президента, какие-то крупные спортивные события, какие-то форумы. В нашей редакции научились планировать эти события, планировать контент. Но необходимо также понимать, какие инструменты понадобятся, чтобы эти большие истории освещать", – подчеркнул он.

При постановке целей нужно четко ставить задачи для всех задействованных в проекте работников редакции. Это поможет достичь ожидаемых и вполне осязаемых результатов. Результаты по итогу также нужно измерять. Для этого включают редакционные счетчики, используют аналитику.

"Журналист и любой сотрудник компании должен понимать, успешна его работа или нет. Это позволяют вычислить редакционные метрики", – пояснил спикер.

После того как проект реализован, нужно оценить, что в процессе его подготовки было сделано, какие изменения произошли в редакции и в бизнес-процессах. Важно сделать проект типовым, чтобы в следующий раз на него можно было потратить меньше времени и труда. "Для компании это хорошо. В следующий раз это будет сделано дешевле и более эффективно", – заверил Смирнов.

Чтобы создавать эффективно проекты, можно использовать различные приемы, которые помогут добиться лучшего результата за меньший отрезок времени. Существует целый ряд методик, направленных на это. Журналистам нужно учиться ими пользоваться.

Будем пользоваться тем, что узнали

Своими впечатлениями от мастер-классов поделились участники. Все они отметили, что прозвучало очень много полезной информации, которую в дальнейшем можно будет использовать в своей работе.

"Было интересно услышать про позиционирование журналиста, делающего мультимедийный продукт. Учиться надо по-новому. Мы сами потихоньку ушли уже в интернет, деваться некуда. Так что, конечно, полезно услышать от профессионалов, куда нам дальше двигаться и где остановиться", – считает главный редактор газеты министерства обороны "Во славу Родины" полковник Игорь Кандраль.

Корреспондент СБ Владимир Жданович также почерпнул для себя много важной информации
© Sputnik / Ирина Букас
Корреспондент "СБ" Владимир Жданович также почерпнул для себя много важной информации

Корреспондент издания "СБ" Владимир Жданович также почерпнул для себя много важной информации.

"Очень полезно было услышать, как можно привлечь внимание людей и какими способами можно объяснить человеку ту или иную новость. Важно давать людям экспертную информацию, какие-то лайфхаки. Очень актуально для городской журналистики использовать страх и ностальгию, чтобы люди приходили и читали. Важно, чтобы люди приходили в СМИ и получали те вопросы, которые задают властям. Мы являемся связующим звеном", – отметил он.

Елене из воложинской газеты "Працoўная слава" понравилось, что информация на мастер-классах была подана в максимально концентрированном виде. "Сегодняшняя информация лично для меня была интересна тем, что мы меняемся в роли. Это самое важное. СМИ становятся другими и обязаны становиться другими, чтобы быть востребованными, чтобы быть интересными. Нужно чем-то цеплять читателей, но при этом угождать и власти. Люди понимают нашу политику, но они хотят знать более подробную и более достоверную информацию из современных источников. Главное, что почерпнули, – надо развиваться. Узнала, где почерпнуть информацию, как ее донести. Для меня это было очень интересно", – призналась журналист.

Главное, что почерпнули, - надо развиваться, признались Нина и Елена из региональных изданий
© Sputnik / Ирина Букас
Главное, что почерпнули, - надо развиваться, признались Нина и Елена из региональных изданий

Ее коллегу Нину из газеты "Асіповіцкі край" также затронула тематика выступления спикеров. "Во-первых, оно было практикоориентированное. Во-вторых, нам продемонстрировали теорию на примерах. Районные газеты зависимы от учредителей, но при этом хочется оставаться интересными для читателей и освещать те темы, которые их беспокоят. Развиваться надо. Тот же сайт делать, видеоролики", – поделилась выводами она.

Анастасия из газеты "Веснік Глыбоччыны" и Инна из "Аршанскай газеты" остались очень довольны тем, что приехали в Минск на мастер-классы.

"Я вообще много чего новенького услышала, потому что работаю только месяц. Много интересного почерпнула, много полезного сфотографировала, записала. Сделала для себя выводы. Поделюсь со своими коллегами тем, что здесь услышала, на первой же планерке", – сказала Анастасия.

Инна и Анастасия остались довольны тем, что приехали в Минск на мастер-классы
© Sputnik / Ирина Букас
Инна и Анастасия остались довольны тем, что приехали в Минск на мастер-классы

"Я, наверное, утвердилась в том, что мы идем в правильно направлении. Мы используем практически все, о чем сегодня говорили, либо знаем, что этим можно пользоваться. Думаю, для многих было полезно. Мне было полезно узнать, что мы понимаем уже что-то в трендах, несмотря на то, что живем в небольшом региональном городе. Узнала некоторые новые фишки, как можно работать с читателями", – улыбнулась ее коллега.

Сергей Шафалович из газеты "Университет" БГУ отметил тот бесценный опыт, которым поделились эксперты.

"Это очень опытные эксперты, у которых за плечами множество компетенций и огромные серьезнейшие проекты. Какие-то вещи, которые прозвучали, уже известны. Но, тем не менее, это структурирование, эта технологичная подача информации позволила все это воспринять и проанализировать. Мы в редакцию вернемся и все обсудим. Постараемся использовать то, что узнали сегодня", – с улыбкой заключил журналист.
Сергей Шафалович из газеты Университет БГУ отметил тот бесценный опыт, которым поделились эксперты
© Sputnik / Ирина Букас
Сергей Шафалович из газеты "Университет" БГУ отметил тот бесценный опыт, которым поделились эксперты

О просветительском проекте SputnikPro

SputnikPro – это серия уникальных мастер-классов от лучших российских медиаменеджеров и ведущих специалистов с колоссальным опытом работы в СМИ, единственная российская программа такого масштаба. Проект SputnikPro прошел уже в 13 странах мира: от Армении до Индии, от Греции до Китая. С марта 2018 года в проекте приняли участие более 2000 журналистов и медиаменеджеров, PR-специалистов и сотрудников пресс-служб, блогеров и студентов профильных направлений. В Минске проект проходит уже в восемнадцатый раз.

Маргарита Симоньян: "Люди, которые приходят к нам на семинары и в наши школы, имеют возможность убедиться, что это такое — профессиональное общение друзей и соседей".
204
Теги:
образовательный проект, SputnikPro, Беларусь
Темы:
Международный проект SputnikPro (78)
Загрузка...


Пресс-центр

Орбита Sputnik