Фотосъемка

Лайфхак: как снимать и брать чужие фото, чтобы не оказаться в суде

1393
Многие нюансы использования фото и видео вызывают дискуссию в среде журналистов: можно ли снимать правоохранителей без разрешения и достаточно ли получить от автора согласие по телефону?

МИНСК, 15 мая – Sputnik. Как редакторам и фотографам проиллюстрировать материалы, чтобы не стать ответчиками по судебному иску, рассказала начальник отдела интеллектуальных прав МИА "Россия сегодня" Анна Черницына.

В пятницу состоялся онлайн-вебинар просветительского проекта SputnikPro на тему "Право на фото: как проиллюстрировать материалы и не нарваться на суды. 10 основных проблем". Во время него Черницына дала журналистам множество советов, которые помогут сохранить представителям СМИ не только нервы, но и деньги.

Коллеги просят поделиться фотографиями

В начале вебинара начальник отдела интеллектуальных прав МИА "Россия сегодня" уточнила, что в первую очередь необходимо разграничивать два понятия – автор и обладатель авторских прав.

Бывают ситуации, когда журналисты делятся друг с другом фотографиями, но исключительное право на них – у редакций. Соответственно получить такие изображения можно только с согласия руководителя издания. Если же между редакциями существует определенная договоренность, то лучше ее оформить документально, подключив бухгалтеров и юристов

Сайт дает разрешение на скачивание

Юрист отмечает, что с изображениями из интернета стоит быть очень осторожными. Насколько быстро и просто скачать в сети фотографию, настолько же сложно определить ее автора, а тем более правообладателя. Даже если вы нашли фотографию на сайте, где указано, что снимок можно свободно использовать, это не значит, что вы имеете такое право. Бывает, что бесплатные фотостоки размещают у себя чужие снимки без разрешения правообладателя. Поэтому обязательно нужно проверять изображения через "поиск по картинке".

Большинство фотостоков используют открытую лицензию – это договор в упрощенном порядке. Иногда правообладатели, открывая на сайтах доступ к фотографиям, прямо разрешают использовать их бесплатно, порой – даже без указания автора (анонимно). Но об этом должно быть недвусмысленно заявлено на соответствующем сайте.

Крайне важно перед использованием фото на условиях Открытой лицензии/Creative Commons ознакомиться и неукоснительно соблюдать условия такой лицензии.

Пользователь соцсетей выслал фото

Герой публикации может разрешить скачать изображение из личного архива в социальной сети, но нужно помнить, что, скорее всего, правообладатель не он, а тот, кто снимал (исключение – селфи). Поэтому необходимо обязательно уточнять, кем сделаны данные фотографии. Если опубликовать изображение только с согласия человека, который на нем запечатлен, настоящий правообладатель имеет право подать на вас в суд и с большой вероятностью он его выиграет.

Получить право на изображение

Договариваться в устной форме ни в коем случае нельзя, так как в суде вы потом ничего не докажете. В идеале необходимо составить письменный договор или получить расписку правообладателя с его подписью.

Однако можно договориться и через переписку в интернете, соблюдая ряд условий:

  • в переписке должно быть четко указано от кого исходит сообщение (номер телефона, адрес электронной почты и так далее)
  • вы должны указать конкретный снимок (желательно его прикрепить к сообщению или дать на него ссылку, плюс дополнительно описать его словами)
  • назвать способ его использования (например, размещение на сайте)
  • указать, что его будут использовать в течение всего срока действия исключительного права

"Лучше всего использовать электронную почту или те средства, в которых невозможно удалить переписку. Суды, как правило, не рассматривают скриншоты переписки в качестве достоверного доказательства. Скриншот может быть принят во внимание, если правообладатель не отрицает того, что это именно он вел переписку. Если дело дойдет до суда, то переписку необходимо нотариально удостоверить", – предостерегла Черницына.

Стоит отметить, что даже если фотографии прислала пресс-служба официальных органов, лучше попросить у них разрешение на их использование. Бывали случаи, когда авторы изображений подавали в суд на издание, а пресс-служба просто уходила в сторону.

Запрет съемки

Если вы снимаете одного человека, то в большинстве случаев необходимо разрешение. Чтобы потом не было проблем в суде, лучше получить его в письменной форме или снять видео.

Важно знать, что человек в любой момент может отозвать свое согласие на использование изображения.

"Нельзя использовать фотографию для иных целей и материалов. К примеру, журналист опросил двух девушек и сделал с их согласия снимки к этому опросу. Впоследствии его коллеги не могут использовать эти снимки в качестве иллюстраций к другим материалам", – пояснила юрист.

Для съемок людей на массовых мероприятиях, разрешения не требуется, однако нельзя делать акцент на каком-то конкретном отдельном человеке.

Фотографии без разрешения

Если человек является публичной фигурой, к примеру, занимает государственную должность, снимать его не запрещено. Также не запрещено фотографировать представителей правоохранительных органов. Однако с оговоркой – во время их службы. Вторгаться в личную жизнь – нельзя.

Использование фотографий и видеозаписей, которые осуществлялись в ходе проведения открытых судебных заседаний, также не требует согласия их участников.

Начальник отдела интеллектуальных прав МИА "Россия сегодня" обратила внимание, что фотографии звезд шоу-бизнеса стоит использовать лишь в контексте мероприятий, на котором они позировали.

Изображения детей

Несовершеннолетних фотографировать можно лишь с разрешения обоих родителей. Но опять же не возбраняется вести съемку во время массовых мероприятий, к примеру, школьной линейки. Правда, довольствоваться придется исключительно общими планами, крупные планы детей делать не стоит.

В специализированных учреждениях фотографу и оператору вообще стоит быть крайне осторожными.

Тема защиты авторских прав оказалась настолько насущной для журналистов, что заместитель главного редактора МИА "Россия сегодня" Наталья Лосева пообещала провести через 1-2 месяца еще один семинар, на котором опытные редакторы расскажут, где найти визуальный контент, чтобы потом не оказаться в суде.

SputnikPro – проект для журналистов, студентов профильных отделений вузов, сотрудников пресс-служб и медиа-менеджеров, направленный на обмен опытом и развитие профессиональных связей с зарубежными коллегами. Ведущими модулей проекта выступают как руководители подразделений Sputnik, так и другие известные российские журналисты и эксперты. С марта 2018 года мастер-классы и семинары SputnikPro прошли уже в 22 странах: от Армении до Индии, от Греции до Китая. В общей сложности в них приняли участие более 3 тысяч слушателей из 80 государств.

1393
Теги:
фотография, СМИ, SputnikPro
Мессенджер Telegram на экране телефона

Без пресс-релизов, но с Telegram: работа современной пресс-службы

30
(обновлено 18:52 17.05.2021)
Международное информационное агентство и радио Sputnik продолжает серию онлайн-сессий проекта SputnikPro. Во вторник 18 мая в 13:00 состоится вебинар для сотрудников пресс-служб органов пограничной службы Беларуси на тему "Современные тренды в онлайн-коммуникациях".

На мастер-классе можно будет получить ответы на вопросы, почему не надо писать релизы и зачем развивать собственные соцсети, как раскрутить свой Telegram и YouTube-канал?

Во время этого модуля проекта SputnikPro специалисты также обсудят специфику работы в условиях пандемии, работу современных инструментов веб-аналитики и как получать трафик, но избегать "желтизны".

Участники:

  • руководитель Информационного агентства и радио Sputnik Беларусь Андрей Качура
  • руководитель управления корпоративных коммуникаций, пресс-секретарь МИА "Россия сегодня" Анна Старкова
  • руководитель Центра интернет-технологий МИА "Россия сегодня" Алексей Филипповский
  • шеф-редактор отдела социальных сетей интернет-издания Украина.ру Александр Фомин
  • директор объединенной информационно-аналитической дирекции МИА "Россия сегодня" Николай Крутов
  • пресс-секретарь Информационного агентства и радио Sputnik Беларусь Павел Тухто

SputnikPro – проект международного информационного агентства и радио Sputnik для журналистов, студентов профильных вузов, сотрудников пресс-служб и медиаменеджеров, направленный на обмен опытом и развитие профессиональных связей с зарубежными коллегами. Ведущими модулей проекта выступают как медиаменеджеры Sputnik, так и другие известные российские эксперты. На сессиях обсуждают различные аспекты журналисткой профессии, включая производство мультимедийного контента, работу в социальных сетях, привлечение трафика на новостные ресурсы и многое другое. С марта 2018 года в мастер-классах SputnikPro приняли участие более 5000 слушателей из 80+ государств.

Sputnik – международное информационное агентство и радио – часть российской медиагруппы "Россия сегодня". Sputnik объединяет интернет-сайты на 32 языках, аналоговое и цифровое радиовещание в более чем 90 городах мира и новостные ленты на английском, арабском, испанском, китайском и фарси. Аудитория информационных ресурсов Sputnik составляет около 57 миллионов посетителей в месяц, общее количество подписчиков в соцсетях превышает 22,9 миллиона. Головной офис Sputnik находится в Москве.

30
Теги:
Беларусь, SputnikPro
Киберспорт

Что такое электронный спорт и как его будут развивать в Беларуси?

26
(обновлено 17:18 17.05.2021)
В среду, 19 мая, в 12:00 в мультимедийном пресс-центре Sputnik Беларусь состоится пресс-конференция на тему: "Новый тренд Беларуси: электронный спорт – реалии и перспективы".

Молодежное спортивное общественное объединение "Белорусская республиканская федерация электронного спорта и спортивно-прикладных технологий" - одно из самых юных в республике. Министерством юстиции Республики Беларусь оно зарегистрировано в начале 2021 года. Среди основных задач объедения - выявление одаренной и талантливой молодежи для инновационных отраслей экономики через участие в соревнованиях по  электронному спорту, а так же социальная адаптация детей и подростков  с ограниченными физическими возможностями посредством электронного спорта и спортивно-прикладных технологий.

Участие в пресс-конференции примут:

  • председатель Белорусской республиканской федерации электронного спорта и спортивно-прикладных технологий Валерий КОЗЕЛ;
  • заместитель председателя Белорусской республиканской федерации электронного спорта и спортивно-прикладных технологий Алексей ПАЛАЗНИК;
  • генеральный секретарь Белорусской республиканской федерации электронного спорта и спортивно-прикладных технологий Юрий МОЛОТКОВ.

Отправьте заявку на p.tukhto@sputniknews.com для подписки на e-mail рассылку анонсов мультимедийного пресс-центра Sputnik Беларусь.

26
Теги:
Беларусь
Указатель у дома, где прошло детство Курта Кобейна

Дороже золота? Волосы Курта Кобейна продали на аукционе

0
(обновлено 10:35 18.05.2021)
Преданные поклонники культового музыканта готовы раскошелиться и выложить любую сумму ради частички покойного кумира.

Шесть волосков покойного фронтмена Nirvana Курта Кобейна ушли с молотка на недавнем аукционе: фанаты вступили в настоящий бой и не пожалели денег ради памяти о кумире.

Кобейн и рок-группа Nirvana стали культовыми фигурами в истории музыки. Поклонники настолько любили музыканта, что даже обратились в Бюро расследований США, так как не верили, что Курт покончил с собой. Но, ФБР отказалось заниматься расследованием. Тогда меломаны решили почтить память своего кумира другим способом.

На днях состоялось важное событие для коллекционеров - аукцион Iconic Actions прошел в Аризоне и удивил многих присутствующих.

Дело в том, что главным лотом аукциона стали волосы Кобейна, сохраненные одним из коллекционеров: шесть волосков ушли с молотка за баснословную сумму, превышающую 14 тысяч одлларов. Таким образом, один волосок оценили в сумму больше двух тысяч долларов.

Напомним, что до этого с молотка ушли знаменитая гитара и любимый кардиган Кобейна.

Читайте также:

0
Теги:
Курт Кобейн