Белорусско-российское сотрудничество

Эксперты рассказали о будущем Беларуси и России по итогам встречи президентов

1646
(обновлено 14:53 23.04.2021)
В пятницу, 23 апреля, состоялся видеомост Москва – Минск на тему "Союзные тренды 2021: направления интеграции России и Беларуси" по итогам встречи президентов Александра Лукашенко и Владимира Путина.

По оценке экспертов, дальнейшее развитие отношений между Беларусью и Россией будет строиться на углублении интеграционных отношений. В первую очередь в сфере экономики и безопасности.  Усиление этого вектора двустороннего сотрудничества выбрано, считают аналитики, не случайно.

"Если мы начинаем анализировать международную ситуацию в категории формирования полярного мира, формирования макрорегионов то конфронтация с коллективным западом в принципе неизбежна. Надо отдавать себе отчет и говорить о том, что информационная и экономическая война против нас уже ведется в полной мере. Это звучит жестко, но, к сожалению, это так", - председатель Постоянной комиссии по международным отношениям белорусского парламента Андрей Савиных в ходе видеомоста в МПЦ Sputnik Беларусь.

По мнению экспертов, возможно, изменится и сам подход экономических отношений. В нынешних условиях, отметил эксперт Белорусского института стратегических исследований Алексей Авдонин, важен не рост товарооборота как таковой, а взаимное проникновение и реализация крупных проектов, ориентированных не только на внутреннее потребление, но и на рынки третьих стран.

"То есть, рост не количественный, а именно ориентированный на высокодоходные продукты, высокодоходные услуги, которые как раз способствовали бы возможности зарабатывать нашим двум странам и одновременно давать зарабатывать населению наших стран, повышать его благосостояние. Это однозначно отрасли связанные с наукой, технологиями, высокотехнологическими продуктами и услугами", - уточнил Авдонин.

В сегодняшних реалиях интеграцию в экономической сфере специалисты рассматривают как инструмент оздоровления экономик после пандемии. Интеграция в сфере безопасности – гарантия защиты от западных угроз. Однако, по мнению экспертов, реализация этих направлений возможна только с учетом изменения восприятии союза России и Беларуси в общественном сознании.

"В Беларуси союзнические отношение с Россией имеют ментальную основу. Прежде всего, это идейное сознание того, что и россияне, и белорусы принадлежат к одной цивилизации, исторически и культурно близки. И только затем уже идет такое рациональное осознание необходимости интеграции – экономическое сотрудничество, военно-политическое. В основе лежит все-таки ценностная близость", - отметил декан факультета философии и социальных наук БГУ Вадим Гигин.

Как отметил главред портала "Евразия.Эксперт" Вячеслав Сутырин, Беларусь и Россию не разделяют границы. Граждане двух стран могут свободно передвигаться и реализовывать свой потенциал в рамках СГ. В частности, ежегодно в России находится около одного миллиона граждан Беларуси, которые работают и являются востребованными специалистами.

"Посмотрим на образовательную сферу. В Беларуси обучается около тысячи российских студентов. В России обучается более 10 тысяч белорусских студентов, при этом, более 3 тысяч из них за счет средств бюджета России. Потому что у нас есть Союзное государство, потому что у нас выравнены социальные права", - сказал Сутырин.

Эксперты отметили, что молодежные программы постоянно расширяются. И это одно из направлений укрепления позиций Союзного государства.

 

1646
Теги:
Россия, Беларусь, Союзное государство, Андрей Савиных
Темы:
Интеграция Беларуси и России: союзная перезагрузка (531)
Латвийский политик, экс-депутат Рижской городской думы Руслан Панкратов

Латвийский политик сделал прогноз о ближайшем будущем для Беларуси

154
(обновлено 15:24 18.06.2021)
Эксперт также высказал мнение, что у эпизода с посадкой самолета Ryanair в Национальном аэропорту Минск было несколько "дежурных" вариантов развития событий.

МИНСК, 18 июн – Sputnik. Цветные революции дешевле и эффективнее, чем строительство авианосцев, а потому Беларуси стоит ждать новых провокаций, рассказал латвийский политик и общественный деятель Руслан Панкратов в мультимедийном пресс-центре Sputnik Беларусь.

По словам спикера, ни ЕС, ни тем более США никогда не откажутся от своих целей, а завуалированная экономическая война сегодня перешла в открытую фазу.

"Сейчас это введение новых санкций после случая с Протасевичем. И если бы его не было, то его стоило бы выдумать. Всем очевидно, что это надуманный предлог для того, чтобы начать обрушивать экономику Беларуси", – рассказал эксперт.

Панкратов считает, что у эпизода с посадкой самолета Ryanair в Национальном аэропорту Минск было несколько "дежурных" вариантов развития событий. В любом сработавшем варианте виновниками стали бы белорусские власти.

"Был звонок, что самолет заминирован. Не случилась бы посадка в Минске, стали бы обвинять: смотрите, какой тиран Лукашенко, который в случае опасности не сделал того, что нужно делать в такой ситуации по международным требованиям", – отметил Панкратов.

Европейский политик подчеркнул, что цветные революции дешевле и эффективнее строительства авианосцев. А потому, по его мнению, стоит ждать новых, даже самых неожиданных провокаций.

"Задача Беларуси и России, конечно, когда мы знаем, как они действуют, нивелировать угрозы, чтобы этот процесс стал настолько дорогим, чтобы в конце концов он не стал выгодным в том числе", – резюмировал Панкратов.

Инцидент с самолетом Ryanair в Минске

Летевший из Афин в Вильнюс 23 мая самолет ирландской авиакомпании Ryanair экстренно сел в минском аэропорту из-за сообщения о минировании, которое впоследствии не подтвердилось.

Позже выяснилось, что этим рейсом летел бывший главный редактор Telegram-канала Nexta, признанного в Беларуси экстремистским. При проверке документов в аэропорту Протасевича задержали. Против блогера возбуждено уголовное дело по нескольким статьям, включая статью "организация массовых беспорядков". Вместе с ним был задержана гражданка РФ София Сапега.

В ЕС сразу же заявили, что белорусские власти вынудили самолет совершить посадку в Национальном аэропорту Минск и запретили белорусской авиакомпании летать над своей территорией. Запрет на использование самолетами белорусских авиаперевозчиков воздушного пространства и аэропортов Евросоюза начал действовать 5 июня после публикации соответствующего решения Совета ЕС. Кроме того, 16 июня ЕС согласовал новый пакет санкций против Беларуси. Он затронет семь белорусских компаний и 78 физических лиц. Планируется, что ограничения начнут действовать с 21 июня.

Полную версию круглого стола на тему: "Новые санкции против Беларуси: прогнозируемые потери и пути выхода из экономического кризиса" смотрите на Sputnik Беларусь.

Читайте также: 

154
Теги:
Руслан Панкратов, Беларусь
Темы:
Задержание Романа Протасевича в Минске
Политический эксперт Семен Уралов

Уралов: Беларусь уязвима на западном рынке, и теперь капкан захлопывается

132
(обновлено 15:17 18.06.2021)
Российский политический эксперт рассказал, в чем главная причина введения санкций в отношении республики.

МИНСК, 18 июн – Sputnik. Беларусь остается единственной неподконтрольной точкой перемещения грузов между Европой и Азией, заявил политический эксперт Семен Уралов в мультимедийном пресс-центре Sputnik Беларусь.

По словам Семена Уралова, санкции против Беларуси – это составляющая мощной экономической войны, которая развязана в том числе и против России. Нынешнее беспрецедентное экономическое и политическое давление во многом связано с решением президентов Беларуси и России углублять союзную интеграцию.

"В давлении есть два аспекта: это политический – продолжение неудавшегося мятежа прошлого года. И аспект политэкономический, который связан с тем, что Беларусь остается такой последней точкой входа в Европейский союз не только для России, но в том числе еще и для Китая", – рассказал Уралов.

События в стране в 2020 году, по мнению Уралова, были хорошо спланированы и организованы для того, чтобы перейти к еще более жестким экономическим мерам. Только в июне нынешнего года США ввели санкции в отношении девяти белорусских предприятий нефтеперерабатывающей отрасли, а ЕС согласовал четвертый по счету пакет санкций, который может быть введен в действие уже 21 июня. 

"С моей точки зрения, если не было бы прошлогодних событий, было бы что-то другое. Чем воспользовались наши западноевропейские "братья"? Они дождались, когда Беларусь перенастроила свой экспорт по схеме 30-30-30. То есть стала уязвима от западных рынков, и теперь, в общем-то, капкан захлопывается", – пояснил Уралов.  

Экономическая формула 30-30-30 подразумевает равномерное распределение экспорта: треть товаров и услуг поставляется в страны ЕАЭС, еще треть — в страны Евросоюза и столько же – в государства-партнеры на других континентах, так называемой дальней дуги. Выход из кризиса эксперт видит в углублении интеграции с Россией, создании единого рынка товаров и услуг. Причем именно внутренний рынок должен быть приоритетом для национального капитала.

"Не нужно дублировать производства, нужно распределять какие-то квоты, должно быть участие в совместных программах импортозамещения.  А самое главное – выходить на рынки третьих стран, где наши капиталы уже могут быть союзными", – резюмировал Уралов.

Полную версию круглого стола на тему: "Новые санкции против Беларуси: прогнозируемые потери и пути выхода из экономического кризиса" смотрите на Sputnik Беларусь.

Читайте также: 

132
Теги:
санкции, Семен Уралов, Беларусь
Заправка автомобиля дизельным топливом, архивное фото

Цены на дизтопливо рекордно растут в России: чего ждать белорусам?

0
(обновлено 15:19 18.06.2021)
По итогам торговой сессии стоимость дизтоплива на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) достигла 52 615 руб. за тонну. Это максимальное значение за всю историю наблюдений. С начала месяца она выросла на 2,21%, а с мая – примерно на 5%.

С чем связано такое увеличение стоимости на дизельное топливо, и стоит ли теперь странам ЕАЭС опасаться роста цен - Sputnik узнал у экспертов.

- С чем связан такой рост стоимости, учитывая, что по данным Минэнерго России объем предложения дизельного топлива на внутреннем российском рынке сегодня в два раза превышает объем потребления?

- Дмитрий Коптев, член Экспертного совета Института развития технологий ТЭК (ИРТТЭК):

- Начнем с того, что начало лета каждый год знаменуется ростом цен на топливо, так что сейчас ничего неожиданного не происходит. Набор факторов всегда один и тот же. Весенние полевые работы, дачный сезон, сезон отпусков – тем более за границу не полетишь, а выехать куда-то хочется. На все это накладываются профилактические ремонты на нефтеперерабатывающих заводах, которые тоже проводят летом. Несмотря на то, что на этот период компании всегда создают резерв топлива, боязнь локальных дефицитов у трейдеров сохраняется, и они стараются, в свою очередь, купить на всякий случай побольше. Все это приводит к росту спроса, а, значит, и оптовых цен.

В марте Совет федерации выдвинул дельное предложение – сделать план-график ремонтов на НПЗ общедоступным. Сейчас это документ для служебного пользования, поэтому те же трейдеры не имеют возможности планировать собственные закупки с открытыми глазами. Инициатива интересная.

В то же время 2021-й год имеет свою специфику. Прежде всего, это очень быстрый рост нефтяных цен. Напомню, с начала года сорт Brent подорожал с $50 до почти $75 за баррель. То есть в 1,5 раза. В сочетании со слабым рублем это повышает привлекательность экспорта по сравнению с внутренним рынком.

Что касается двукратного превышения предложения над спросом. Поправлю – не предложения, а производства над внутренним спросом. Это не означает кризиса перепроизводства – невостребованное внутренним рынком топливо просто экспортируется. Сейчас экспортировать стало выгоднее. Правительство пытается с этим бороться – например, только что снова повышен норматив биржевой продажи (правда, всего на 1%), привлекательность экспортной альтернативы снижается с помощью демпферного механизма. Но с полуторакратным подорожанием эти инструменты явно не справляются.

- Грозит ли такой рост стоимости топлива очередным повышением цен на другие товары, ведь стоимость их доставки теперь, кажется, неизбежно возрастет? Как скажется рост цен на конечных покупателях?

- Дмитрий Коптев, член Экспертного совета Института развития технологий ТЭК (ИРТТЭК):

- Разумеется, любые издержки бизнеса, в том числе и логистические, в конечном итоге ложатся на потребителя. Рост будет. Чтобы сказать, насколько именно, нужно смотреть на контракты транспортных компаний со своими клиентами. Обычно там заложен коридор цен на топливо. Если цена остается внутри этого коридора, тарифы транспортников не меняются. Если выходит за границы – пересматриваются в ту или другую сторону.

Правительство РФ уже дало понять, что готово пойти на крайние меры ради сохранения стабильности топливного рынка. В числе предложенных мер – запрет экспорта и даже заморозка цен, чего мы не видели с 2018 года. Пока дело ограничивается словесными интервенциями, если они не помогут, дойдет и до реальных ограничений.

- Что ждет страны ЕАЭС, топливный рынок которых традиционно зависит от цен в России? Стоит ли странам Союза готовиться к росту цен на топливо?

- Вячеслав Мищенко, руководитель Центра анализа стратегии и технологий развития ТЭК РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина

- Что касается состояния рынков стран ЕАЭС, то здесь, наверное, ситуация немножко проще, нежели в России. В странах Союза достаточно широко применяются такие протекционистские меры, как запрет экспорта, регулирование цен… Конечно, рост цен на нефть и на моторное топливо будет влиять на производство в странах ЕАЭС.

Но, по большому счету, только российский рынок находится под серьезным давлением, поскольку у нас чистый netback (рыночная цена нефти у конечного потребителя минус стоимость ее поставки от места производства, - Sputnik). То есть, экспортный паритет. Цена, которая действительно имеет существенное влияние от международного рынка на внутренний. В странах ЕАЭС такого нет.

Поэтому каких-то серьезных катаклизмов для стран ЕАЭС - даже с высокими ценами на нефть и нефтепродукты - я не вижу, поскольку там достаточно много сдерживающих механизмов и регулирование цен.

0
Теги:
Россия, цена на топливо в Беларуси, ДТ (дизельное топливо)