Директор медико-генетического центра Genotek РФ Валерий Ильинский

Ученый: как уровень интеллекта передается по наследству

(обновлено 18:06 01.09.2017)
В день знаний, 1 сентября, директор медико-генетического центра Genotek Российской Федерации Валерий Ильинский рассказал Sputnik, как с помощью генетического теста определяется полученный от родителей уровень интеллекта и можно ли его увеличить искусственно, отредактировав геном человека.
Ученый: как уровень интеллекта передается по наследству

Ученым давно известно, что уровень интеллекта или так называемый IQ напрямую связан с генетикой. Определенные генетические особенности человека серьезно влияют на то, чтобы его уровень IQ был выше, чем у других людей. Но кроме генетики, за уровень IQ отвечают еще и внешние факторы — воспитание и образование.

"Сейчас, сделав генетический тест, можно узнать о предрасположенности, более высоком или низком уровне IQ. Но с другой стороны, сейчас ученые работают над тем, чтобы научиться редактировать геном. Пока это все отдельные эксперименты, которые редко приводят к серьезному успеху. До массового редактирования генома пройдет еще как минимум лет 10", — сказал Ильинский на радио Sputnik.

При этом основной фокус таких экспериментов направлен на лечение различных заболеваний, пока никто не задумывается о том, чтобы редактировать геном с какими-то немедицинскими целями, отметил собеседник.

"Наши генетические маркеры наследуются и по отцовской, и по материнской линии. Уровень интеллекта зависит от обоих родителей, потому что маркеры, ответственные за уровень IQ, располагаются на тех наших хромосомах, которые мы можем получать от обоих родителей", — рассказал Ильинский.

В то же время реальный уровень IQ человека не всегда равен тому уровню, который заложен был генетически, поскольку нельзя снимать со счетов его воспитание и образование, резюмировал специалист.

Комментарий директора медико-генетического центра Genotek России Валерия Ильинского слушайте на радио Sputnik Беларусь.

генетический тест, уровень IQ, генетика, интеллект, образование, воспитание, Genotek, Валерий Ильинский, Россия, Беларусь

Блогер Сергей Перепелица

Перепелица: в Литве очередная "Свадьба в Малиновке"

(обновлено 14:38 26.10.2020)
Как изменятся отношения Литвы и Беларуси в связи с окончательной победой консерваторов - комментарий известного литовского журналиста Сергея Перепелицы.
Перепелица: в Литве очередная "Свадьба в Малиновке"

Консервативная партия "Союз Отечества - Христианские демократы Литвы" победила во втором туре парламентских выборов, обеспечив себе 50 мандатов. Это дает консерваторам значительный перевес в сравнении с "Союзом крестьян и зеленых Литвы", у которых 32 мандата. Что изменится в стране с приходом к власти христианских демократов, слушателям радио Sputnik рассказал известный литовский журналист Сергей Перепелица.

"В Литве очередная смена власти. Как в известном фильме "Свадьба в Малиновке", когда дедуля периодически снимал и надевал буденовку, так и у нас, к власти снова возвращаются "правые", они одержали оглушительную победу, получили более трети мандатов в новом Сейме, теперь они спокойно создадут правящую коалицию и сформируют правительство. Насколько изменится политика Литвы в отношении Беларуси? Она не изменится, а возможно ухудшится", – сказал собеседник Sputnik.

По информации литовских СМИ, кандидат консервативной партии на должность премьер-министра Ингрида Шимоните уже назвала первоочередные задачи правительства: пересмотр бюджета и изменение модели управления коронавирусным кризисом. В частности, стоит больше прислушиваться к мнению медицинских экспертов, считает политик.

Парламентские выборы походили в Литве в условиях обострения ситуации с COVID-19. В целом эпидемиологические показатели в Литве пока лучше, чем во многих странах Евросоюза, но в день голосования стало известно о рекордном приросте заболеваний: за сутки медики выявили 603 новых случая, 5 человек скончались от коронавируса.

Комментарий известного литовского журналиста Сергея Перепелицы слушайте в аудиозаписи на радио Sputnik Беларусь.

выборы, парламент, Сергей Перепелица, Литва
Председатель Либерально-демократической партии Беларуси Олег Гайдукевич

Гайдукевич оценил ситуацию с общенациональной забастовкой

(обновлено 12:09 26.10.2020)
Точечные забастовки в Беларуси будут, но глобально остановить страну не получится, считает известный белорусский политик Олег Гайдукевич.
Гайдукевич оценил ситуацию с общенациональной забастовкойГайдукевич

Общенациональной забастовки, к которой призывала экс-кандидат в президенты Беларуси Светлана Тихановская, не получится, все ограничится точечными разовыми акциями. Так считает лидер Либерально-демократической партии, заместитель председателя постоянной комиссии по международным делам белорусского парламента Олег Гайдукевич. По мнению политика, с участниками забастовок нужно работать, попытаться достучаться до каждого, но с теми, кто призывает к радикальным действиям, нужно поступать по закону.

"Убежден, что остановить страну не получится. Что бы ни происходило, судьба страны на улицах решаться не должна! Второе: призыв к забастовкам, призыв не покупать белорусское, перекрывать улицы и жечь покрышки никогда не приведет ни к свободе, ни к демократии, ни к хорошим изменениям", ― сказал Гайдукевич.

"Народный ультиматум" властям Беларуси объявила экс-кандидат в президенты Беларуси Светлана Тихановская, которая на данный момент находится на территории Евросоюза. Она выдвинула три условия: действующий президент Александр Лукашенко должен объявить об уходе, насилие на улицах должно быть остановлено, все политзаключенные должны быть освобождены. Если этого не произойдет до 25 октября, Тихановская пообещала массовые протесты, национальную забастовку, блокировку автодорог и обвал продаж в государственных магазинах.

Накануне, в последний день выполнения ультиматума, в Минске и ряде других городов Беларуси прошли несанкционированные акции протеста. В крупных городах, в том числе и столице, наиболее радикальные протесты были подавлены силовиками. В понедельник 26 октября белорусское правительство сообщило, что все промышленные гиганты республики работают в штатном режиме.

Комментарий известного белорусского политика Олега Гайдукевича слушайте в аудиозаписи на радио Sputnik Беларусь.

Светлана Тихановская, оппозиция, Олег Гайдукевич, забастовка, Беларусь
Протесты после выборов в Беларуси
Женщина брызгает в нос лекарство

При COVID-19 и не только: что нужно знать о потере обоняния?

(обновлено 15:06 26.10.2020)
Как распознать признаки снижения обоняния и вернуть способность ощущать вкус и запах после коронавируса - читайте в специальной справке Sputnik.

Каждый хоть раз в жизни сталкивался с неприятным побочным эффектом простуды и насморка - потерей обоняния. Но интерес к распространенному симптому возрос лишь после того, как ученые выявили - потеря обоняния может быть обусловлена COVID-19. Так что же нужно знать о потере обоняния и его восстановлении - читайте в справке Sputnik.

Неспособность почувствовать запах утреннего кофе, аромат любимых духов или свежей выпечки может выбить из колеи любого человека, ведь в современном мире подобное происшествие уже причисляют к одному из симптомов коронавируса. К тому же запах - неотъемлемая часть человеческих воспоминаний и определяющее условие вкуса любого блюда.

Обоняние -  это способность ощущать запахи, растворенные в воздухе. Важный орган чувств напрямую связан с миллионом нервных клеток, расположенных в глубине носовой полости и регулируется центральной нервной системой. Каждая из клеток имеет свойство отмирать и заменяться на новую на протяжении всей жизни человека.

Из-за чего может пропасть обоняние?

К главным причинам потери обоняния медики причисляют:

- травмы головы и верхней части носа,

- тяжелые инфекции дыхательных путей, полипы в носовых пазухах,

- влияние табачного дыма и тяжелых химикатов,

- гормональные сбои и заболевания зубов,

- злоупотребление лекарственными препаратами,

- болезни нервной системы и аллергии.

Потеря обоняния при коронавирусе

Потеря обоняния при COVID-19 существенно отличается от того, что вы испытываете при ОРВИ или гриппе. При коронавирусе потеря обоняния, как правило, мгновенная и полная. При этом такие симптомы, как насморк или забитость носа попросту отсутствуют. Все усугубляется потерей не только запахов, но и вкуса - зараженные не могут отличить сладкое от соленого, кислое от горького.

Что делать, если пропало обоняние и как вернуть вкус жизни?

При определенных заболеваниях - ОРВИ, инфекциях и аллергиях - обоняние восстанавливается сразу же после выздоровления.

Если причина кроется в полипах, вернуть способность чувствовать запахи поможет опытный хирург.

Если вы потеряли обоняние в момент заражения коронавирусом, стоит набраться терпения: организм некоторых пациентов способен регенерировать новые клетки нервной системы, отвечающей за запах и вкус, в течении нескольких месяцев.

Подробнее о методике возвращения обоняния и вкуса после COVID-19 рассказал доктор Комаровский.

запахи, коронавирус COVID-19