Сотрудница лаборатории генетики человека Института генетики и цитологии НАН Беларуси

Как обмануть диабет и инфаркт: генетические тесты станут дешевле

(обновлено 18:42 11.09.2015)
Союзная программа "ДНК-идентификация" сделает генетические тесты более доступными для белорусов.

Вера Дашкевич, Sputnik.

Белорусские генетики из Национальной академии наук уже более пяти лет составляют генетические Паспорта здоровья — выявляют риски по целому ряду заболеваний.

Сделать такой паспорт может любой желающий — достаточно прийти в лабораторию, определить круг заболеваний, которые вызывают опасения и оплатить услугу. На данный момент это удовольствие не из дешевых —исследование может обойтись от одного до пяти миллионов. За эти деньги генетики исследуют вероятность возникновения у человека сердечно-сосудистых заболеваний, венозных тромбозов, диабета, остеопороза, а также невынашивания беременности.

Сотрудник лаборатории генетики человека Института генетики и цитологии НАН Беларуси
© Sputnik Вера Дашкевич

Зачем и кому это надо?

Все наши заболевания в той или иной степени зависят от генов, напоминает заведующая лабораторией генетики человека Института генетики и цитологии НАН Беларуси Ирма Моссэ. С наследственными — теми, что на 100% зависят от генов — работают медицинские работники, а в лаборатории генетики человека определяют риски многофакторных заболеваний, которые зависят и от генов, и от образа жизни человека.

"Мы все знаем, что нужен здоровый образ жизни, но кто из нас его соблюдает?! К сожалению очень не многие. Часто слышу: "Ай, мой дедушка пил-курил, и дожил до 90 лет"  или "ай, ну съем я еще одну конфету, неужели что-нибудь изменится?" Но когда человеку показываешь, что у тебя есть высокий риск патологии, а у дедушки, очевидно, не было, тогда люди буквально в один день бросают курить, нормализуют вес, начинают заниматься физкультурой", — рассказала в интервью Sputnik Моссэ.

Самым показательным результатом своей работы белорусские генетики считают рождение детей женщинами с привычным невынашиванием беременности. Второй год они активно и эффективно работают с такими женщинами.

"Порой выясняется, что причиной невынашивания является генетическая предрасположенность к образованию микротромбов в плаценте. Из-за этого происходит выкидыш или замирание беременности", — объяснила специалист. Выявление этой проблемы позволяет врачам проводить специальную терапию, что обеспечивает нормальное протекание беременности.

"У нас очень много крестников", — с гордостью признается генетик.

За это время специалисты лаборатории проконсультировали около трех тысяч женщин.

Но почему же так дорого

Исследования стоят недешево из-за дорогих импортных реактивов. Впрочем, со следующего года ситуация может измениться. В 2016 году должна заработать союзная программа "ДНК-идентификация". Она, среди прочего, предусматривает разработку отечественных реактивов, которые должны удешевить тест.

Программа имеет два направления — криминалистическое и медицинское. Упор, конечно, делается на борьбу с преступностью и противодействие терроризму, на возможность устанавливать личность преступника по биологическим следам — волосу, капле пота и так далее.

Зато медицинское направление, по словам Моссэ, предусматривает борьбу с социально-значимыми заболеваниями. При этом ряд генетических анализов будет сделан бесплатно.

Генетический паспорт
© Sputnik Вера Дашкевич
Генетический паспорт

"Если нам дадут финансирование, то мы будем делать эти паспорта бесплатно. Прежде всего, это коснется невынашивания беременности. Я считаю, что нужно проверять всех молодых женщин, чтобы они не потеряли даже первую беременность", — отметила заведующая лабораторией.

Что касается паспортов здоровья, где были бы отражены риски других распространенных заболеваний, то получить его бесплатно в рамках союзной программы смогут те, кто окажется вовлечен в научный проект лаборатории.

Институт генетики и цитологии НАН Беларуси, Ирма Моссэ, Европа, Весь мир, Беларусь, Минск

Акция протеста против тяжелых экономических условий и для получения дополнительных гарантий для рабочих, столкнувшихся с кризисом COVID-19, в Милане

Ученые обнаружили новый вариант COVID-19, возникший в Европе

(обновлено 15:29 29.10.2020)
Новый вид – 20A.EU1 – появился летом в Испании и в первый раз был выявлен у рабочих сферы сельского хозяйства.

МИНСК, 29 окт – Sputnik. Ученые из Испании и Швейцарии выявили новый вид COVID-19, возникший в испанском королевстве летом текущего года и быстро распространившийся по Европе, сообщил Базельский университет.

"Ученые определили новый вариант SARS-CoV-2, который широко распространился по Европе в последние месяцы. Никаких доказательств того, что этот вариант является более опасным, нет, но он может дать представление об эффективности политики в сфере туризма, принятой в ЕС в течение лета", – говорится в сообщении.

Исследователи проанализировали последовательности вирусного генома, собранные по всей Европе, чтобы проследить эволюцию патогена. Выяснилось, что новый вид – 20A.EU1 – появился летом в Испании и в первый раз был выявлен у рабочих сферы сельского хозяйства.

По мере открытия границ в Европе он проник в 12 стран ЕС, а также в Гонконг и Новую Зеландию.

Сообщается, что на 20A.EU1 сейчас приходится большинство случаев заражения коронавирусом в таких странах, как Великобритания, Испания, Ирландия и Нидерланды.

коронавирус COVID-19, ЕС
Студенты МГЛУ на пороге университета

МГЛУ частично переходит на удаленку

(обновлено 22:01 29.10.2020)
Один день в неделю занятия для студентов будут проводиться в режиме онлайн, в остальные дни – в аудиториях.

МИНСК, 29 окт – Sputnik. Минский государственный лингвистический университет частично переходит на удаленное обучение студентов, сообщило руководство вуза.

В МГЛУ проинформировали, что по результатам проведенного в университете опроса для профилактики распространения коронавируса была начата работа по разукрупнению потоков студентов.

"В этой связи с 2 ноября образовательный процесс на 1–5 курсах факультетов будет организован в комбинированном формате", – сказали в вузе.

Там также уточнили, что один день в неделю занятия будут проводиться в режиме онлайн, в остальные дни – в аудиториях.

В МГЛУ напомнили студентам, что во время пребывания в зданиях университета необходимо соблюдать масочный режим.

Напомним, в четверг 29 октября в Беларуси был зафиксирован рекордный суточный прирост количества зараженных коронавирусом – 984 случая. Всего с начала пандемии в республике выявлено 96529 человек с положительным тестом на COVID-19.

высшее образование, коронавирус COVID-19, Беларусь, Минский государственный лингвистический университет
Коронавирус в Беларуси
Календарь 30 октября

Какой сегодня праздник: 30 октября

(обновлено 17:37 26.10.2020)
Сегодня пятница, 30 октября. Этот день является 304-м в григорианском календаре, до Нового года остается 62 дня.

Знаете ли вы, что 30 октября отмечается День основания Российского военно-морского флота? О том, чем еще ознаменовано 30 октября, — в обзоре Sputnik.

Что произошло 30 октября

В 1905 году император Николай II ввел в России "Манифест 17 октября".

В 1961 году Советский Союз произвел взрыв самой мощной бомбы в мировой истории. "Царь-бомба", 58-мегатонная водородная бомба, была взорвана на полигоне на острове Новая Земля.

Также в России 30 октября День памяти жертв политических репрессий и День инженера-механика.

Кто родился 30 октября

30 октября в православном календаре

Православные чтут память пророка Осии, первомученика Андрея Критского, мучеников бессребреников Космы и Дамиана Аравийских, праведного Лазаря Четверодневного, епископа Китийского, преподобного Антония Леохновского.

Именины

В этот день именины у Александра, Андрея, Анатолия, Иосифа, Антона, Леонтия, Кузьмы и Сергея.

30 октября в народном календаре

Народ говорил: "Быстро тает день — не привяжешь за плетень". Если кошка крепко спит — к теплу.

30 октября в белорусском народном календаре