Жители "Розочки": наши сердца по ночам бьются в ритме железной дороги

© Sputnik / Марина СеребряковаВозле этого дома три года назад жильцы посадили аллею, часть которой оказалась за строительным забором
Возле этого дома три года назад жильцы посадили аллею, часть которой оказалась за строительным забором - Sputnik Беларусь
Подписаться
Едва президент потребовал от застройщиков не вырубать деревья, как в районе переулка Розы Люксембург уничтожили посаженную жильцами микрорайона аллею.

Борьба жильцов в районе улицы Розы Люксембург с застройкой продолжается шесть лет, но вместо того, чтобы защитить жителей от шума железной дороги, власти решили построить в районе дорожную развязку.

Капитальный ремонт жилого дома, архивное фото - Sputnik Беларусь
Пресс-центр
Капитальный ремонт: могут ли жильцы контролировать качество работ

А когда-то здесь пели соловьи

Тому, что город наступает, оставляя им все меньше места, жильцы давно перестали удивляться. Примерно с того момента, как рядом с домом начали строить офисное здание, из-за которого и инсоляция (естественная освещенность — Sputnik) в квартирах снизилась, некоторым приходится даже днем зажигать свет, а машин во дворах прибавилось.

"Наш дом по второму переулку Розы Люксембург, и весь квартал в целом, от железной дороги защищала санитарно-защитная зона, на которой располагался частный сектор по Матвеевскому переулку с зелеными садами, где пели соловьи, и озелененной придомовой территорией, которую обслуживали сотрудники ЖЭС №14. Но 2011 год изменил все", — рассказали активисты дома №4.

Со строительством офисного здания ЗАО "Лект" вместо социально-культурного объекта, который планировался по ПДП 2017 года, было спилено 360 деревьев, отселен частный сектор, а придомовую территорию "зачистили" и отдали под строительный городок ЗАО "Лект" — там разместилась строительная техника, бытовки и стройматериалы.

"И все это располагалось под окнами наших домов. Вот так в одночасье Мингорисполком, без информирования жителей, своим решением лишил нас квартала, сквера, территории, а в итоге — всего", — рассказали жильцы.

© Sputnik / Марина СеребряковаЗдесь еще недавно росли молодые деревца, которые жители района высадили вместе со своими детьми
Здесь еще недавно росли молодые деревца, которые жители района высадили вместе со своими детьми - Sputnik Беларусь
Здесь еще недавно росли молодые деревца, которые жители района высадили вместе со своими детьми

Жизнь в графике стройки

Позже жильцы узнали о планах администрации построить в районе кольцевую дорогу. Жители вспоминают, что пять лет жили с превышением уровня шумового загрязнения, пока застройщик оборудовал на некогда их придомовой территории стоянку.

Тихие улочки в районе велозавода минчане хотят сохранить - Sputnik Беларусь
Депутат жителям района у "Пролетарской": и в Сухарево можно жить

"Целый год строительства дороги по улице Либкнехта квартал вынужден был жить по законам и графикам стройки. Потоки грузового, служебного транспорта по внутридворовой территории, парковки легкового транспорта офисных и общественных объектов во дворах, на газонах, пешеходных дорожках и даже детских площадках. Разве это нормально?" — обижены жильцы.

Весной этого года началось строительство дороги уже на участке пересечения улицы Карла Либкнехта и проспекта Дзержинского. Жильцы утверждают, что утверждение "Кольца" общественного обсуждения не проходило. Автотранспортная магистраль общегородского значения с развязкой в стесненных условиях рядом с жилым домом планируется на территории санитарно-защитной зоны.

Дубы пережили революцию и войну, но не стройку

Санитарно-защитная зона окончательно уничтожена с вырубкой оставшихся деревьев и двух дубов, переживших революцию и Великую Отечественную и не переживших стройку.

"На этой территории действовала группа подпольщиков-железнодорожников. В корнях, ветвях дубов и груш хранили оружие и документы. Хозяин усадьбы не срезал деревья даже тогда, когда его дети мерзли и нечем было топить печь! Спилили безжалостно, в одно мгновение… Осталась память и фотографии детей в обнимку с дубом, и голое разрытое поле", — вспоминают жильцы.

© Sputnik / Марина СеребряковаЖители домов в районе улицы Розы Люксембург уже много лет живут в ритме стройки
Жители домов в районе улицы Розы Люксембург уже много лет живут в ритме стройки - Sputnik Беларусь
Жители домов в районе улицы Розы Люксембург уже много лет живут в ритме стройки

Недавно президент обсудил с чиновниками эту проблему и наказал не пилить вековые деревья и не вступать в ненужные конфликты с минчанами.

Застройку района за кинотеатром Победа было предложено обсудить жителям района, но, как выяснилось - обсуждать особо нечего - Sputnik Беларусь
Жителей центра позвали на обсуждение ПДП и спросили, "чего пришли?"

"Вы начинаете там пилить, сносить непонятно что, распахивать… Вместо того чтобы парк где-то заложить или в порядок привести", — осудил чиновников президент.

Три года назад жители дома №4 посадили аллею из 50-ти деревьев на расстоянии 20 метров от дома, надеясь, что к моменту строительства объекта "Кольцо — 1" деревья подрастут и хоть немного защитят от дороги.

"С каким энтузиазмом мальчики сажали свои первые деревья, поливали их в засушливое лето из пластиковых бутылок, выкашивали траву у стволов… Стыдно смотреть им в глаза — взрослые не смогли защитить их аллею. 29 деревьев, попавших за забор, были безжалостно выдраны и увезены. Правда после выступления Лукашенко по телевидению, на следующий день восемь наших же деревьев были привезены и посажены под окнами. Вряд ли приживутся, как и шесть елей", — рассуждают жильцы.

Проблем, связанных со строительством кольца у жителей только прибавляется. На требования предоставить экологическое заключение, обязательное для этого объекта, активисты района получили отказ, и задумались — а есть ли оно вообще в природе?

© Sputnik / Марина СеребряковаПлан реконструкции района с местными жителями не обсуждался
План реконструкции района с местными жителями не обсуждался - Sputnik Беларусь
План реконструкции района с местными жителями не обсуждался

"Но в документах утвержденного проекта есть раздел "Благоустройство территории" в котором содержатся данные по выбросам вредных веществ и шумам. Превышение норм по шумам от магистрали и трех съездов с нее в дневное время составляет 35 дБа — и это без превышения показателей от железной дороги. Проектировщики "Минскинжпроекта", видимо, решили, что кольцо и есть главное шумозащитное мероприятие", — грустно смеются жильцы.

Местные жители признают: дороги нужны и город должен развиваться. Но все же хотелось бы, чтобы это происходило не в ущерб комфорту и здоровью населения.

"Дороги строятся надолго, а жизнь у человека одна, и прожить ее за забором новостройки в нечеловеческих условиях не хочется никому", — резюмировали жильцы.

Лента новостей
0