В "жилетку" теперь не поплачешься: как работают контролеры без униформы

© Sputnik / Марина СеребряковаКонтролер в автобусе
Контролер в автобусе - Sputnik Беларусь
Подписаться
В январе нынешнего года к ответственности за безбилетный проезд привлечено в 7,4 раза больше безбилетников, чем за такой же период предыдущего года, свидетельствует статистика "Минсктранса".

Контролеры в столичном транспорте с недавних пор работают без жилетов, по которым их так привыкли вычислять "зайцы". Корреспондент Sputnik Валерия Берекчиян узнала у контрольно-ревизорской службы "Минсктранса" и пассажиров, привело ли новшество к каким-то изменениям.

Проездные билеты, архивное фото - Sputnik Беларусь
Контролеры в столичных троллейбусах начали работать без формы

Минсктранс: привлекли в 7,4 раза больше безбилетников

"Уровень дохода по "Минсктрансу" возрос в январе 2018 года по отношению к январю 2017-го на 16%. Повлиял на это комплекс мер, направленных на наведение порядка в общественном транспорте: отказ контролеров от жилетов, появление у них видеорегистраторов, использование которых дисциплинирует как пассажиров, так и самих контролеров", — рассказал Sputnik начальник контрольно-ревизорской службы Юрий Давидович.

Вместе с контролерами теперь работают дружинники (работники предприятия "Минсктранс"), которые следят за общественным порядком, а при необходимости помогают доставить нарушителя в отделение милиции, предупреждают нередкие случаи ругани и драк. 

"Контролирующих лиц стало больше, если сравнивать с прошлым годом — примерно на 150 человек. Это тоже повлияло на увеличение количества пассажиров без билетов, привлеченных к административной ответственности: в 2018 году таковых больше в 7,4 раза", — пояснил Давидович.

© Sputnik / Марина СеребряковаКонтролер у входа в троллейбус
Контролер у входа в троллейбус - Sputnik Беларусь
Контролер у входа в троллейбус

Нередко недовольные безбилетники возмущаются тем, что на остановках контролеры прячут бейджи и прочую "экипировку". По словам Давидовича, инструкции этого не запрещают.

"Прописано, что во время осуществления функций контроля у контролера поверх одежды должен быть бейдж и видеорегистратор. В обычной гражданской одежде он имеет право находиться на остановочном пункте и входить в транспорт, а после — должен надевать поверх одежды бейдж и видеорегистратор, чтобы все было зафиксировано, блокировать систему и идти проверять", — уточнил начальник контрольно-ревизорской службы.

Подобная практика давно актуальна во многих европейских странах. Однако, по мнению Юрия Давидовича, помимо взгляда на запад нововведения в Минске спровоцировала простая необходимость.

© Sputnik / Марина СеребряковаВ морозы служба у контролеров совсем "не сахар" - целый день дожидаться на холоде общественный транспорт
В морозы служба у контролеров совсем не сахар - целый день дожидаться на холоде общественный транспорт - Sputnik Беларусь
В морозы служба у контролеров совсем "не сахар" - целый день дожидаться на холоде общественный транспорт

"В свое время большой проблемой были мошенники, которые представлялись контролерами. Чтобы искоренить такие случаи, были введены жилеты со светоотражающими полосами. Пассажиры начали пользоваться этим и высматривать контролеров на остановках, система оплаты проезда и контроля надломилась. Не спас и отказ от светоотражающих полос: безбилетники просто стали смотреть внимательнее. К отказу от жилетов мы пришли опытным путем", — рассказал он.

Люди о контролерах без жилетов

Корреспондент Sputnik выяснила у минчан, что они думают насчет нового вида контроллеров. Нововведение было воспринято по-разному. Одни пообещали "спрятать заячьи уши под шапку", другие возмутились: дескать, денег на жизнь не хватает, а тут еще за талон без конца плати, да и за что? Сервис оставляет желать лучшего.

© Sputnik / Марина СеребряковаКогда контролер заходит в автобус, первым делом он блокирует валидаторы
Когда контролер заходит в автобус, первым делом он блокирует валидаторы - Sputnik Беларусь
Когда контролер заходит в автобус, первым делом он блокирует валидаторы

"Стоимость проезда за 7 лет выросла более чем в 7 раз, качество услуг "Минсктранса" осталось таким же. Наладьте движение транспорта по графику, увольте водителей, закрывающих двери перед носом или вовсе не открывающих их по приезде на остановку, понизьте стоимость в три раза — тогда люди с удовольствием будут платить адекватные деньги за качественный сервис", — эмоционально высказался мужчина, не пожелавший представиться.

Пожилая женщина интеллигентного вида тут же парировала: "Вы же не берете бесплатно товары в магазине, почему вас кто-то должен возить бесплатно?"

Нашлись и сочувствующие контролерам.

© Sputnik / Марина СеребряковаКонтролер в общественном транспорте Минска
Контролер в общественном транспорте Минска - Sputnik Беларусь
Контролер в общественном транспорте Минска

"Без доплаты за "зайцев" у них зарплата — 250 рублей. Жилеты убрали не от нехватки, а чтобы побольше словить! Очки дома забыл, бейджик не рассмотрел — и цап-царап! Все зависит от человека: знаю людей, которые принципиально не платят и которые принципиально платят даже за одну остановку. Скажу честно, за одну остановку я не плачу. Если больше — всегда", — рассказал мужчина средних лет. И добавил, что такая осведомленность о доходах контролеров — от того, что сам пытался туда устроиться.

Минчанка Вера Половинкина рассказала Sputnik, что отмену формы у контролеров встретила совершенно спокойно, поскольку всегда оплачивает проезд.

"Во-первых, хочется ехать спокойно, а не высматривать на остановке контролеров. Во-вторых, до работы от дома ехать далеко, проверяют иногда 3-4 раза за дорогу — денег на штрафы не наберешься. Ну и в-третьих, езжу я с детьми через школу, так что просто стыдно будет, если меня, маму, будут отчитывать и выводить из транспорта. Родители все-таки должны быть примером для детей. Кстати, мой старший сын тоже всегда покупает билеты, а летом на велосипед пересаживается, чтобы экономить", — поделилась она. 

© Sputnik / Марина СеребряковаМногие минчане признаются, что платят за проезд всегда: ездить "зайцем" не позволяет совесть
Многие минчане признаются, что платят за проезд всегда: ездить зайцем не позволяет совесть - Sputnik Беларусь
Многие минчане признаются, что платят за проезд всегда: ездить "зайцем" не позволяет совесть

Алине Протосовицкой-Гугушвили ездить "зайцем" не позволяет совесть: по мнению собеседницы Sputnik, количество контролеров в общественном транспорте даже стоит увеличить.

"Я оплачиваю проезд в общественном транспорте с 16 лет, и за всю жизнь заплатила штраф всего дважды, и то потому, что просто не успела пробить талон. Я живу в двух остановках от станции метро "Петровщина" и каждый день вижу, как люди массово не оплачивают проезд, в то время как мы с мужем покупаем проездные на все виды транспорта, отдавая 100 рублей каждый месяц. Просто обидно становится, так что я за то, чтобы в транспорте было больше контролеров", — считает она.

У минчанина Сергея Пошпарина мнение противоположное.

"Проезд я практически не оплачиваю: обычно стою возле компостера с талоном и смотрю на людей на остановках. Когда не успеваю, говорю, что только зашел в транспорт, обычно максимум высаживают. Контролеры и без жилетов из толпы выделяются, если присмотреться, да и бейджики у них висят. А за что платить? В европейских странах все для людей, у нас же в час-пик в автобус не зайти — все, как кильки в банке, а летом — жара, как в бане. Если уж на то пошло, проще турникеты установить, и "зайцы" исчезнут сразу, зачем платить контролерам?" — возмутился он в беседе с корреспондентом Sputnik.

© Sputnik / Марина СеребряковаБез штрафов практически никогда не обходится
Без штрафов практически никогда не обходится  - Sputnik Беларусь
Без штрафов практически никогда не обходится

Когда контролеры сняли жилеты

Чиновники анонсировали отказ контролеров от жилетов еще в марте минувшего года. Представители "Минсктранса" аргументировали такой шаг опытом коллег из многих европейских стран.

Первыми в июле 2017 года от формы избавились контролеры троллейбусов и трамваев. Позже "Минсктранс" ходатайствовал об изменениях в законодательстве об автомобильном транспорте, и с 23 января 2018 года контролеры в автобусах также не носят жилеты.

Если вы опасаетесь мошенников, которые под видом контролеров могут "работать"  в общественном транспорте — не стесняйтесь спросить удостоверение. Сотрудники "Минсктранса" не могу вам в этом отказать. К тому же, все столичные ревизоры получили видеорегистраторы для ведения записи. 

Несмотря на то, что в Минск пришли самые сильные морозы за зиму, контролеры работают в привычном режиме: транспорт ходит, а значит, его необходимо проверять, пояснили представители Минсктранса.

Лента новостей
0