Папки с документами, архивное фото

"Окно" одно, а проблем пока много

247
Получить справку, не выходя из дома, в электронном виде — это не только желание людей, но и ориентир для совершенствования службы "одно окно".

Как мы стремимся и когда придем к этому ориентиру, обсудили участники республиканского семинара, представители различных ведомств Беларуси и других стран, международных организаций.

Поводом для форума стал указ президента Беларуси от 24 мая 2018 года №202 "О службе "одно окно", который вступает в силу 27 ноября. В нем систематизированы основные требования к деятельности службы.

"Сегодня службы "одно окно" работают при местных органах власти, у них нет правовой основы, — отметил замглавы Администрации президента РБ Валерий Мицкевич. — Этот указ дает четкое правовое регулирование, в том числе определяет их полномочия".

Служба "одно окно" начала работать в Беларуси с середины 2000-х годов. Каждому из нас уже наверняка пришлось воспользоваться ее услугами. Отзывы бывают разные. "Когда меня отправили куда-то за дополнительными документами, я уточнил: это точно служба "одно окно"?" – поделился своим опытом обращения в службу Валерий Мицкевич.

Случаи, когда людям приходится возвращаться в "одно окно" по нескольку раз, чтобы "донести" недостающие документы, стали одной из самых распространенных недоработок. У экспертов, проводивших мониторинг работы "окон" по всем регионам, есть и другие замечания: не соблюдается график работы, не везде люди получают консультации в полном объеме, особенно по узким вопросам, службы зачастую размещаются в неприспособленных для приема граждан помещениях, не оборудованных безбарьерной средой, парковками и прочим.

Работу служб усложняет отсутствие унификации программного обеспечения и единой электронной базы. Сегодня каждый регион, а часто даже каждое ведомство использует разные, не согласованные между собой компьютерные программы и имеет собственные базы данных.

"Развитие электронного документооборота — это будущее административной процедуры "одно окно", — отметил Валерий Мицкевич. — Благодаря этому мы хотим свести к минимуму контакт гражданина с различными службами. При дистанционной форме взаимодействия сводятся к нулю и коррупционные риски".

"По возможности мы будем не просто сокращать количество административных процедур, а сделаем так, чтобы они работали в связках, — поделился замминистра юстиции Беларуси Игорь Тушинский. — Например, если человек запросил разрешение на перепланировку, чтобы затем предоставить его в БТИ, то ему не нужно будет нести это разрешение самому, специалисты "одного окна" сами возьмут его в исполкоме и отправят в БТИ".

"В настоящее время до 80% всех запрашиваемых нами документов уже идут в электронном виде, — поделилась опытом работы своей службы "одно окно" управляющая делами Бобруйского горисполкома Людмила Погудо. – Чаще всего люди хотят получить справки из ЖКХ, БТИ, банков и загсов".

Справка: А как у них?

Азербайджан. Права за 5 минут

Служба "одно окно" существует с 2012 года. В 2015 году она завоевала первое место по программе ООН по оказанию административных услуг населению. Всего службой оказывается около 300 услуг. Работает служба в 15 центрах по всей стране. Ежедневно каждый из них посещают до 2500 человек. Удовлетворенность населения оказанием услуг составляет 98%.

"Для работы в центрах мы провели мониторинг и на основании его объединили представителей 10 министерств, банков, службы страхования и других ведомств, в документации которых нуждаются люди, — отметил глава отдела Международных отношений Государственного агентства по оказанию услуг гражданам и социальным инновациям при Президенте Азербайджанской Республики Абдул Алиев. — Все сотрудники центров обладают правом печати и подписи. Есть услуги, которые можно получить за 5 минут, например, замена водительских прав". Изучение работы службы и упрощение проводится постоянно. Например, раньше, чтобы получить ID-карту, требовалось 10 документов, сейчас только 3. В перспективе все услуги в Азербайджане планируют сделать доступными в электронном виде и свести к минимуму контакт граждан и госорганов.

Грузия. Капсула для паспорта

Службы "одно окно" или "единой двери" располагаются при Домах юстиции. Выполняют более 250 процедур для всей семьи. Первым шагом к созданию службы стала оцифровка всех документов. В результате все справки, для которых не нужно личное присутствие гражданина, можно получить в электронном виде, не выходя из дома.

"Для удобства и комфорта граждан постоянно ищем новые формы, — рассказал международный эксперт Андро Гигаури. — Например, уже внедрили систему Drive Thru, когда человек подъезжает на машине, заказывает документ и, не выходя из машины, его получает. Или Just cafe, в которое можно прийти, заказать ланч и… удостоверение личности и после ланча получить документ".

Заказ нового паспорта в грузинской службе "одно окно" отправляется в печатный центр, расположенный этажом ниже. Мгновенно напечатанный документ помещается в специальную капсулу, которая под напором воздуха летит прямо к клиенту через этаж. Вся процедура занимает 15 секунд. Ну а после регистрации ребенка в службе "одно окно" его родителям будут приходить СМС-напоминания о персональном графике прививок.

247
Теги:
Беларусь, Министерство юстиции Беларуси
Комментарии
Загрузка...