Затопление Немиги 24.07.2007 года

Еврейские истории Минска: Немигу затапливает из-за проклятия раввина

1585
(обновлено 10:53 04.12.2018)
Почему нельзя купаться в Свислочи (хоть это и очевидно) и каких ужасов натерпелись при копании Минского моря, читайте в материале Sputnik.

Ученые, артисты, ремесленники – евреи оставили в истории белорусской столицы глубокий след, однако до сих пор эта тема остается малоизученной.

Михаил Володин, писатель и автор блога "Минские историйки", готовит к изданию свою вторую книгу о столице, посвященную ее еврейскому прошлому, однако уверяет, что его труд ни в коем случае нельзя приравнивать к работе историка или краеведа. Во-первых, кое-что в "историйках" можно назвать скорее городскими легендами, чем реальными фактами. Ну а во-вторых, шутит Михаил, историки сыплют именами и датами, а он просто пишет свои рассказы – и тут же забывает о них.

Корреспондент Sputnik Анастасия Волчок встретилась с Михаилом Володиным и узнала о загадочном прошлом любимых минчанами и туристами уголков столицы. Например, знаете ли вы, что общего между тонущей Немигой, Воложином и королем Франции Людовиком XVIII?

Изгнание в Шаббат

В 30-е - 40-е годы XVIІІ века главным раввином Минска был известный мыслитель и культурный деятель Иехиель Гальперин. В это же время в городе появился молодой, но уже известный ученый-талмудист Арье Лейб бен-Ашер Гинцбург. Арье Лейб был молод, горд и от природы откровенен, чем успел нажить себе много могущественных врагов.

"С появлением в городе Арье Лейба минские евреи разделились на два лагеря: одни поддерживали главного городского раввина, другие — знаменитого талмудиста", — рассказывает Михаил Володин.

Это противостояние закончилось тем, что Арье Лейб бен-Ашер был вынужден покинуть Минск.

Вот что пишет Володин в минской историйке:

"В первых числах апреля 1742 года, в священный для евреев час предшабатнего заката, под крики и улюлюканье толпы в простой крестьянской телеге, не успев ни собраться, ни попрощаться с учениками, из Минска уезжал знаменитый талмудист Арье-Лейб бен Ашер Гинцбург. Собственно, не уезжал — изгонялся!

За десять лет, что он прожил в Минске, постоянные споры с главным раввином города, каббалистом и знатоком Торы "минским гаоном" Иехиелем Гальпериным достигли такого накала, что сторонники последнего решили изгнать бунтаря из общины. И сделали это самым обидным и унизительным способом: не позволили взять с собой даже свечи для Шаббата!"

Легенда гласит, что бен-Ашера посадили в телегу и вместе с несколькими учениками вывезли за пределы Минска. Эта процессия двигалась вдоль Немиги, и когда она достигла старого моста через Свислочь, – он был там, где сейчас пустырь после сноса здания ВДНХ, - Арье Лейб бен-Ашер вскинул руки в проклятии. Тем же вечером Минск постигло страшное наводнение — проклятие начало действовать!

О том, как минчане боролись с проклятьем и что стало с изгнанником, читайте на белорусской версии Sputnik.

Читайте также:

1585
Теги:
история, Минск
Комментарии
Загрузка...