Объектами презентаций чаще всего становятся дорогостоящие и не самые нужные в хозяйстве вещи

Как не купить ненужное на презентации

1298
(обновлено 12:20 18.12.2018)
На что обратить внимание, какие документы потребовать у продавца и как отказаться от ненужной дорогостоящей покупки на презентации, выяснил Sputnik в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли.

Традиционно в предпраздничный период активизируются продавцы, предлагающие товар через презентации. Они зазывают на них людей по телефону, с помощью объявлений на фонарных столбах, а в небольших поселках — лично обходя дома местных жителей. Звучат хвалебные рассказы об уникальной бытовой технике, эксклюзивной косметике или технологичном и удобном постельном белье, которое может стать отличным подарком для близких к Новому году и Рождеству.

Чаще всего основные посетители таких презентаций — люди преклонного возраста, они же потом становятся заложниками неприятных ситуаций, когда приходится отдавать полпенсии за ненужную покупку.

Как вести себя на презентации, какие вопросы задавать и с какими документами стоит ознакомиться, чтобы не стать жертвой недобросовестных продавцов, рассказала корреспонденту Sputnik начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой МАРТ Инна Гаврильчик.

Начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой МАРТ Инна Гаврильчик
© Sputnik / Ирина Петрович
Начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой МАРТ Инна Гаврильчик

Идти или не идти

Когда человеку звонят по телефону и приглашают на презентацию – это реклама, и он имеет полное право отказаться от нее, не объясняя причин.

"Согласие потребителя на распространение рекламы по телефону должно быть получено, однако звонящие об этом забывают. В этой ситуации потребитель должен не бояться отвечать, что он не хочет это слушать. Рекомендую также обязательно проговаривать, что в последующем человек не хочет получать такие звонки и приглашения на презентации. Эта просьба действует не на всех, лучше убеждает цитата из КоАП о том, что за такие звонки предусмотрена ответственность по части 1 статьи 12.15", — рассказала Инна Гаврильчик.

Если потребителя заинтересовал товар, который будут продавать на презентации, ему еще по телефону стоит поинтересоваться, как называется организация-продавец, предлагающая его. "Если не говорят название, это уже звоночек о том, что продавец может повести себя недобросовестно и не предоставит обязательную информацию. Тогда лучше отказаться от участия в таком мероприятии", — убеждена представитель МАРТ.

Если продавец все же сообщил название организации, нужно подробно расспросить его о товаре, выяснить, почему он продается на презентации, кто его производитель и сколько этот товар стоит. "Это ключевая информация, необходимая для того, чтобы человек понял, стоит ли ему идти на презентацию и тратить свое время. Если звонящий не отвечает на эти вопросы, рекомендую отказаться от посещения", — говорит собеседница.

В случае когда информацию о товаре по телефону все-таки удалось получить, прежде чем идти на презентацию, нужно поискать информацию о нем в интернете. "Пожилым людям лучше посоветоваться с детьми и внуками, которые владеют интернетом. Нужно понимать, что даже если вы согласились по телефону прийти туда, вас записали, это все равно еще ни к чему не обязывает", — подчеркнула Гаврильчик.

Иногда после презентации человек с удивлением обнаруживает, что стал обладателем кучи красивых, но совсем не нужных вещей
CC0 / pixabay / daviddchristensen
Иногда после презентации человек с удивлением обнаруживает, что стал обладателем кучи красивых, но совсем не нужных вещей

Вам подарочек

Когда, зазывая на презентацию, продавцы рассказывают о подарках — это тоже реклама. И, по закону "О рекламе", она должна быть достоверной: если по телефону пообещали подарок на презентации, человек обязательно должен его получить.

"Если человек пришел на презентацию, но подарок не получил, он может его потребовать. Если продавец все же отказывается это делать, то телефонная реклама становится недостоверной", — объясняет начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой МАРТ.

Продавцы знают, что все люди любят подарки, потому и ходят на такие презентации, где обещают что-то подарить. "Но я рекомендую сразу уточнять по телефону, какой подарок это будет и на каких условиях он будет предоставляться: его вручат всем или только тем, кто заключит договор на покупку", — отметила Инна Анатольевна.

Что нужно узнать о товаре

В первую очередь нужно выяснить, кто проводит презентацию и кто его продает.

"При этом на все рассказы презентующих стоит реагировать критически. Людям очень нравится слушать что-то хорошее и проникаться эксклюзивностью, уникальностью, но все же лучше отключиться от этих эмоций и тем более не чувствовать себя обязанными что-то купить", — уверена представитель МАРТ.

Во время презентации все нужно понюхать и попробовать - у продавцов обязательно должны быть пробники и тестеры
CC0 / pixabay / daviddchristensen
Во время презентации все нужно понюхать и попробовать - у продавцов обязательно должны быть пробники и тестеры

Продавцы специально пытаются расположить к себе потенциальных покупателей, уделяя им внимание и "умасливая" их.

"Но потребителям нужно понимать, что все эти приемы – это просто работа продавцов: их задача – продать товар. На презентациях нередко настолько превозносят качества товара, что начинает казаться, что он обладает какими-то уникальными свойствами. Но на самом деле это не всегда так", — предостерегает Гаврильчик.

Насторожиться нужно тогда, когда продавец не хочет говорить или не полностью отвечает на вопросы о товаре. "Чтобы получить более объективную информацию, нужно попросить рассмотреть этикетку, документы и обязательно изучить то, что написано мелким шрифтом. Если там нет всей информации, лучше отказаться от покупки. Документы на товар должны быть на русском или белорусском языке. Если они только на иностранном языке, потребитель должен понимать, что нарушается его право: информация, доведенная на иностранном языке, по законодательству считается не доведенной до потребителя", — подчеркнула собеседница Sputnik.

Представитель МАРТ констатировала, что в большинстве случаев люди не хотят показаться невежливыми и не задают вопросы продавцу. "Не нужно стесняться. Нужно попросить сертификат на товар, инструкцию, обратить внимание на упаковку, осмотреть сам товар. На бытовую технику обязательно попросить гарантийный талон. Самый главный принцип нахождения на презентации — быть внимательным к мелочам", — пояснила она.

Инна Анатольевна также заострила внимание на том, что потребитель вправе осмотреть товар. "Он может попросить, чтобы ему открыли упаковку, достали товар, показали его и продемонстрировали, как он работает. При приобретении парфюмерно-косметических товаров покупателю должна быть предоставлена возможность ознакомиться, например, с запахом духов или крема с использованием тестеров. Кроме того, при получении такого товара в фирменной целлофановой обертке или другой упаковке покупатель имеет право проверить ее содержимое. То есть ее должны вскрыть, достать товар и показать, что все нормально, что это именно тот товар, который предлагают купить",  — рассказала начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой МАРТ.

Никогда не делайте спонтанных покупок на презентациях, возьмите время на размышление: попав под обаяние продавца, очень легко купить кота в мешке
CC0 / pixabay / KakaduArt
Никогда не делайте спонтанных покупок на презентациях, возьмите время на размышление: попав под обаяние продавца, очень легко купить кота в мешке

Читайте договор

Если человек все же решил купить вещь на презентации, в идеале он должен прочесть весь договор. "Более того, на презентациях обычно продавцы говорят очень много, внимание покупателя рассеивается, и он не всегда обращает внимание на какие-то отдельные пункты документа. Но потребителю не нужно чувствовать себя виноватым, если ему нужно время на прочтение договора", — подчеркнула Инна Гаврильчик.

В первую очередь в разделе "Предмет договора" нужно проверить, про тот ли товар идет речь, совпадает ли он по характеристикам с тем, о котором рассказывали на презентации. Также нужно внимательно прочесть обязанности потребителя, которые прописаны в договоре: что он должен делать, по какому графику платить и какова общая стоимость товара по договору. Обратите внимание на ответственность потребителя: например, иногда указывается, что если он не вовремя совершит платеж, то ему могут начислить огромные проценты.

"Во время чтения договора нужно уточнить местонахождение продавца там, где указываются реквизиты сторон. Допустим, презентация проходит в Минске, а продавец находится в совсем другом городе. Нужно соотнести это со своими возможностями: сможете ли вы туда поехать, если товар нужно будет сдать или поменять", — отметила собеседница.

Кроме того, покупатель может взять договор домой и почитать его там. Если продавец настойчиво требует подписывать его прямо на презентации, лучше вообще отказаться от покупки.

Не спешите соглашаться с доводами продавца, дайте себе время подумать - нужны ли вам, к примеру, кастрюли, которые стоят целое состояние
CC0 / pixabay / cocoparisienne
Не спешите соглашаться с доводами продавца, дайте себе время подумать - нужны ли вам, к примеру, кастрюли, которые стоят целое состояние

"Продавец рассчитывает на то, что человек сделает спонтанную покупку — подпишет договор и уже будет обязан его исполнять. Но зачастую люди приходят домой после презентации и в спокойной обстановке начинают осознавать, что сумма большая и что товар не так уж и нужен. И потом возникают проблемы: договор на большую сумму подписан, и вернуть покупку не всегда представляется возможным", — пояснила Гаврильчик.

Если договор все же удалось забрать домой для ознакомления, стоит обсудить его с близкими или знакомыми и только потом принимать решение о покупке.

Как вернуть товар

Когда человек купил качественный товар, но понял, что он ему не нужен, в течение 14 дней он имеет право его вернуть. За исключением тех вещей, которые обмену и возврату не подлежат. "А если потребителя обманули на презентации в отношении характеристик товара, и он это обнаружил, это может стать основанием для расторжения договора. Доказать свою правоту потребителям бывает довольно сложно, когда о свойствах товара был устный разговор. Можно, конечно, записывать все на диктофон, но тогда отстаивать свои права нужно будет в суде", — рассказала собеседница Sputnik.

Самое главное на презентациях — тщательно изучать всю информацию о товаре и критически относиться к тому, что рассказывают продавцы. "Я не скажу, что на презентациях обманывают потребителей, но все должны понимать, что можно по-разному об одном и том же рассказывать. Нужно помнить, что всегда тяжелее выбираться из неприятной ситуации, проще сразу все проверить, чтобы в нее не попасть", — подытожила Инна Гаврильчик. 

1298
Теги:
торговля, продавец, Министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ), Беларусь
Загрузка...


Орбита Sputnik