И родители, и учителя настраивают хоростовских школьников на то, что надо учиться и получать профессию

Выпускники сельской школы: мы очень любим свою деревню, но все уедем

1807
(обновлено 16:19 06.02.2019)
За последние полтора десятка лет количество детей в Хоростовской средней школе сократилось более чем в два с половиной раза, при том что она осталась единственной в сельсовете – остальные школы одну за другой закрыли.

В средней школе деревни Хоростово учатся 97 детей – по классу в параллели. То есть никаких "А" и "Б" нет. Самый большой класс насчитывает 14 человек. А в самом маленьком – втором – всего трое.

В начале 90-х, когда Хоростовскую школу Солигорского района оканчивала нынешний директор Людмила Васильевна Сенюк, здесь учились более 600 детей. Даже когда она вернулась сюда учителем в начале нулевых, учеников было в разы больше – порядка 270.

Но год за годом детей становилось и становится все меньше. О том, почему так происходит, а также о помощи со стороны родителей, новых учебниках, языковом вопросе и многом другом Sputnik поговорил с директором, учителями и школьниками Хоростовской СШ.

Директор школы Людмила Сенюк когда-то сама ее оканчивала, но в начале 90-х здесь училось более 600 детей
© Sputnik Альфред Микус
Директор школы Людмила Сенюк когда-то сама ее оканчивала, но в начале 90-х здесь училось более 600 детей

Одна на сельсовет

Эта школа осталась единственной на все пять деревень Хоростовского сельсовета. В 90-е и нулевые одну за другой закрыли начальную школу в Груздове, Раховичах и Челонце. Упразднили базовую школу в Пузичах.

Со всех этих деревень детей теперь желтым автобусом возят в Хоростово.

"Я выпускница этой школы. Работаю 25 лет, в должности директора последние полтора года. Школа за это время, конечно, очень изменилась. Во-первых, изменился внешний вид. У нас прошел грандиознейший ремонт – можно сказать, под евростандарт… Конечно, очень жалко, что очень мало детей в школе", – говорит Людмила Васильевна.

Малыши не строят пока слишком далеких планов, но тоже не видят своего будущего в деревне
© Sputnik Альфред Микус
Малыши еще не строят слишком далеких планов, свое будущее пока связывают с родной деревней

Спрашиваем про новенькие пластиковые окна – родители помогали? Нет, говорит директор. Окна, как и весь ремонт, делали за бюджетные деньги.

Может, родители помогли в приобретении ноутбуков в компьютерный класс? Нет, говорит, это за счет средств, полученных в рамках пилотного проекта по нормативному, или "подушевому" финансированию школ (когда школе выделяют финансирование, исходя из определенного количества учеников).

За эти же деньги купили новую мебель и швейные машинки. С этого года в Хоростовской школе открыли аграрный класс с углубленным изучением математики и русского. А те, кто в этот класс не пошел, учатся шить, чтобы к окончанию школы получить свидетельство швеи 2-го разряда.

Поборов с родителей нет, есть попечительский совет, дипломатично напоминает директор. А потом признается, что о многом просить родителей она в любом случае не может.

На переменах ученики начальной школы выходят в холл на небольшую разминку
© Sputnik Альфред Микус
На переменах ученики начальной школы выходят в холл на небольшую разминку

"Ну как я могу что-то потребовать, если у людей мизерная зарплата. Самое большое, чем могут помочь родители, – частичная оплата замены фильтра на пищеблоке. Его надо менять раз в полгода. И это же для детей…" – рассказывает Людмила Васильевна.

Пилотные факультативы

На 97 учеников в Хоростово 20 учителей, причем трое – молодые специалисты. На голую ставку не работает никто, все имеют дополнительную нагрузку. Ведут кружки и факультативы. И им дополнительная копейка, и дети заняты

К примеру, удививший Минск факультатив "Основы семейной жизни" в деревенской школе Хоростово преподают уже с сентября – как пилотный. Так же, как и "Основы православной культуры" для младших школьников.

Молодой специалист историк Михаил Гриб приехал по распределению в этом году
© Sputnik Альфред Микус
Молодой специалист историк Михаил Гриб приехал в хоростовскую школу по распределению в этом году

Спрашиваем: факультативы по желанию? В принципе – да, но обязательны, смеется директор.

На вопрос, легко ли говорить с десятиклассниками о семье и отношениях, директор признается, что серьезных жалоб от педагога не слышала.

"Этот факультатив у меня ведет учитель начальных классов. Мы выбрали такого, который в семейном плане сформирован и может что-то детям донести. Конечно, думаю, и вопросы, и смешки были, это естественно. Но она не говорила, что ей трудно. Думаю, все нормально", – говорит Людмила Васильевна.

Расспросить самого педагога, равно как и десятиклассников, не получилось. Они в отъезде – на оздоровлении.

Дети изменились

Нынешние деревенские дети все меньше отличаются от городских, говорит директор. Интернет и гаджеты сделали свое дело.

Далеко не каждая столичная школа может похвастаться таким оснащением кабинета труда
© Sputnik Альфред Микус
Далеко не каждая столичная школа может похвастаться таким оснащением кабинета труда

"Конечно, меняются – и, мне кажется, в лучшую сторону. Мы в свое время были какие-то скованные, а теперь дети раскрыты. Легко идут на контакт, никогда не комплексуют по поводу каких-то проблем. Нам было страшно: "Учитель сказал! Это же нельзя!", а они теперь могут возразить и учителю, высказать свою точку зрения. В этом смысле они от городских не сильно отличаются", – рассуждает Людмила Васильевна.

И все-таки немного пока отличаются, полагает учитель немецкого Дмитрий Ященко. Ему есть с чем сравнивать. До 2012 года он учил иностранному детей в Солигорске.

"Здесь дети более спокойные, добрые, более открытые. В городе, к примеру, если папа или мама работают в "Белкалии", то некоторые могут ставить себя выше остальных – тех, у кого родители получают не столько денег… Здесь такого нет", – рассказывает Дмитрий Анатольевич.

Учитель немецкого языка Дмитрий Ященко живет в Хоростово уже семь лет и никуда отсюда уезжать не планирует
© Sputnik Альфред Микус
Учитель немецкого языка Дмитрий Ященко живет в Хоростово уже семь лет и никуда отсюда уезжать не планирует

В Хоростово из города он поехал за работой. В школах Солигорска повсеместно стали отказываться от немецкого языка, вводить английский. Место учителя немецкого нашлось в деревенской школе. В Хоростово он уже семь лет и никуда отсюда уезжать не планирует. Несмотря на то, кстати, что английский может прийти и сюда. Родители уже просят директора ввести второй иностранный.

Язык до города доведет

Английский, кажется родителям, будет полезным по жизни и при поступлении. Так же, как и русский.

Хоростовская школа белорусскоязычная. То есть преподавание и учебники на белорусском. Но и учителя, и ученики с корреспондентами Sputnik и между собой говорят преимущественно на русском. Как же так?! На фоне минских баталий, когда родители штурмуют исполкомы с просьбой определить их детей в белорусскоязычные детские сады, здесь и родители, и дети ориентируются на русский.

Преподавание в школе ведется на белорусском языке
© Sputnik Альфред Микус
Преподавание в школе ведется на белорусском языке

"Они же все настроены ехать учиться в город. Поэтому и здесь они более склонны к русскому языку", – объясняет ситуацию Людмила Васильевна.

Уже несколько лет подряд хоростовские выпускники нацеливаются на поступление в вузы. В минувшем году трое из девяти стали студентами.

"На тестировании они показали достаточно высокие результаты. Наша медалистка сдала математику на 86 баллов, белорусский свыше 70 и физику, по-моему, на 64. Поверьте, для сельской школы это неплохо. Она прошла на бюджет в БГУИР", – рассказывает Людмила Васильевна.

По ее словам, Хоростовская школа, конечно, не может тягаться со столичными гимназиями. Но маленькие классы на 8-10 человек, когда за урок учитель успевает опросить каждого, и, по сути, индивидуальный подход дают возможность вывести детей на вполне достойный уровень образования.

"Уедем все"

Хоростовские дети хотят быть врачами и милиционерами, эти профессии звучали чаще всего и в выпускном 11-м, и в четвертом классе.

В средней школе деревни Хоростово учатся 97 детей
© Sputnik Альфред Микус
В средней школе деревни Хоростово учатся 97 детей

"В идеале хотелось бы поступить в академию МВД, но так как у меня кое-какие проблемы со здоровьем, скорее всего, пойду в БГУ на юриста. Мне кажется, это мое. Потому что медицина точно нет. Я себя врачом не вижу, и учителем тоже", – объясняет выбор профессии одиннадцатиклассница Дарья Корж.

Работать юристом Дарье хотелось бы в Минске. В родную деревню после вуза она возвращаться не планирует.

"Здесь нет перспективы. Отсюда все уезжают с каждым годом. А я хочу развиваться. Город – Минск, Солигорск – это большая площадка для саморазвития. В Хоростово этого нет. Конечно, хотелось бы, это наша родина. И, несмотря ни на что, мы любим ее, но мы уедем", – говорит Даша.

Дарья Корж, как и большинство ее одноклассниц, планирует уехать учиться в Минск
© Sputnik Альфред Микус
Дарья Корж, как и большинство ее одноклассниц, планирует уехать учиться в Минск

Ее одноклассница Вероника планирует поступать в институт МВД в Могилев, а потом хочет жить в Минске. Другая одноклассница, Аня, готовится к поступлению в мединститут. Одноклассник Дима хочет поступить на сварщика в Солигорск и там остаться.

Директор, пытаясь спасти ситуацию, подключается к разговору и говорит, что точно знает, кто останется, – Коля Цуба. Он местный по духу, не сможет уехать.

"Да нет, поеду водителем в Слуцк", – говорит Николай.

"Думаю, хотя бы на практику все равно приедешь в родную деревню", – предполагает Людмила Васильевна.

"Нет", – настаивает одиннадцатиклассник.

Одиннадцатиклассник Коля Цуба, по словам директора, местный по духу, но и он мечтает уехать в Слуцк
© Sputnik Альфред Микус
Одиннадцатиклассник Коля Цуба, по словам директора, местный по духу, но и он мечтает уехать в Слуцк

"Он учится неплохо. Просто он настолько открытый, осевший корнями тут. Мне кажется, что это коренной житель Хоростово, что ему только здесь и надо работать. Если он станет специалистом, он мог бы вернуться сюда и принести большую пользу своему хозяйству. Ты же подумаешь, да?" – снова обращается к Николаю директор.

В Хоростово живет более полутысячи человек. Есть сельхозпредприятие, лесхоз, поликлиника, клуб и музей героя войны, партизана Коржа. Но, судя по настроениям местных детей и подростков, нет перспективы.

"Сейчас в деревне очень мало работы. И из-за этого сюда никто не хочет ехать, работать здесь и продвигаться. Я планирую поступать на учителя физики и математики. Конечно, с такой профессией можно было бы вернуться сюда и работать. Но я даже не знаю… Как получится… Но, если честно, скорее я останусь в городе. Там лучше. Там больше развития", – говорит 11-классница Александра Жовнерик.

В школьном этнографическом музее
© Sputnik Альфред Микус
Экспозиция школьного этнографического музея с любовью собиралась многие годы

И что же дальше…

Аналогичный опрос в четвертом классе – кем хотите стать и где жить – вселил определенный оптимизм. В топах по-прежнему врач и милиционер, но безоговорочно жить в городе хотели только двое. Большинство – даже будущие футболисты Андрей и Ваня – хотели бы профессионально играть за какой-то клуб, но жить в своей деревне.

Впрочем, до 11-го класса они еще могут и передумать. И родители, и учителя настраивают хоростовских школьников на то, что надо учиться и получать профессию. С той лишь разницей, что учителям все-таки хотелось бы, чтобы часть их выпускников со временем вернулась и изменила ситуацию в деревне. Чтобы появилась работа, зарплаты, перспектива, чтобы были новые дети и, соответственно, будущее у школы…

Учителям все-таки хотелось бы, чтобы часть их выпускников со временем вернулась и изменила ситуацию в деревне, чтобы у хоростовской школы было будущее
© Sputnik Альфред Микус
Учителям все-таки хотелось бы, чтобы часть их выпускников со временем вернулась и изменила ситуацию в деревне, чтобы у хоростовской школы было будущее

"Мы иногда тоже садимся и задумываемся над этим вопросом: а насколько лет хватит детей? Рассчитываем наперед. Думаем: ладно, еще лет пять мы продержимся как средняя школа. Может, даже и больше. Потом мы можем перейти в статус базовой, но мы все равно будем существовать, потому что куда наших детей могут определить, если мы здесь одни?.. В общем, лет 10 мы еще точно удержимся…" – говорит Людмила Васильевна.

1807
Теги:
Солигорский район (Минская область), деревня, Беларусь
Загрузка...


Орбита Sputnik