БелАЭС

Корпус для второго реактора привезут на БелАЭС в августе

198
(обновлено 08:39 20.06.2017)
Минск и Москва хотят ускорить работы на первом энергоблоке станции. Сейчас на строительстве БелАЭС освоена примерно четверть средств российского кредита.

МИНСК, 19 июн — Sputnik. Корпус реактора для второго энергоблока сооружаемой в Островце Гродненской области Белорусской АЭС будет доставлен на площадку строительства в августе, сообщил гендиректор госпредприятия "БелАЭС" Михаил Филимонов.

БелАЭС сооружается вблизи Островца в Гродненской области по российскому проекту и за счет средств российского госкредита. Первый блок станции планируется ввести в эксплуатацию в конце 2019 года, второй — в середине 2020 года. Корпус для первого реактора уже доставлен на площадку и смонтирован. Ожидается, что в 2019 году в него начнется загрузка ядерного топлива.

"Корпус реактора для второго энергоблока должен быть доставлен на площадку в Островце в августе. Насколько мне известно, подготовка к этому идет достаточно активно. Нет сомнений, что в августе он уже у нас будет", — заявил Филимонов на проходящем в Москве форума "Атомэкспо".

По его словам, сейчас на строительстве БелАЭС уже освоено немногим более 2,5 миллиардов долларов — это 25% от общей суммы российского кредита в размере 10 миллиардов долларов.

Филимонов уточнил, что на первом энергоблоке освоено 36% средств, на втором — чуть более 20%.

Как ранее сообщал Sputnik, Беларусь и Росатом пришли к выводу о необходимости усилить работы на первом блоке Белорусской АЭС, чтобы ввести его в эксплуатацию в запланированные сроки.

Об этом заявил вице-премьер Беларуси Владимир Семашко по итогам встречи с гендиректором Росатома Алексеем Лихачевым. Встреча прошла в рамках форума "Атомэкспо" в Москве. Семашко отметил, что в ближайшее время на площадке сооружения станции в Островце пройдет заседание штаба, на котором с участием российской стороны будут обсуждаться ход строительства, сроки поставки оборудования.

198
Теги:
атомная электростанция, строительство БелАЭС, Атомэкспо, Росатом, БелАЭС, Михаил Филимонов, Островец, Москва
Темы:
БелАЭС в Островце (580)
Участник Международного фестиваля научно-технического творчества в Краснодаре

Почему в Беларуси не зарабатывают на изобретениях, объяснили чиновники

165
Как отметили специалисты, большинство патентов, которые оформляют белорусские организации, заканчивают свое действие через год.

ВИТЕБСК, 21 апр – Sputnik. Центр поддержки технологий и инноваций (ЦПТИ) открыли в Витебском государственном медицинском университете. В городе на Двине это уже вторая подобная организация.

Для чего нужны ЦПТИ, как они помогут защитить изобретения и улучшить инновационную деятельность, читайте в материале Sputnik.

Две недели интеллектуальной собственности

Создание сети Центров поддержки технологий и инноваций – это международный проект, который в 2009 году инициировала Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС). Реализует данный проект Национальный центр интеллектуальной собственности (НЦИС), который с 2016 года уже создал 9 центров поддержки на территории Республики Беларусь. 

Основная цель центров поддержки технологий и инноваций – обеспечить доступ разработчикам, изобретателям и "хозяйствующим субъектам инновационной деятельности" к патентным, непатентным и прочим бесплатным информационным ресурсам в сфере интеллектуальной собственности, чтобы стимулировать их использование. 

Подписание соглашения о создании Центра поддержки технологий и инноваций между генеральным директором Национального центра интеллектуальной собственности (НЦИС) Владимиром Рябоволовым и проректором по научно-исследовательской работе ВГМУ Сергеем Сушковым.
© Sputnik / Павел Вур
Подписание соглашения о создании Центра поддержки технологий и инноваций между генеральным директором Национального центра интеллектуальной собственности (НЦИС) Владимиром Рябоволовым и проректором по научно-исследовательской работе ВГМУ Сергеем Сушковым.

"В патентных документах содержится до 80 процентов технической информации, которую больше нигде не найти. Сейчас у разработчиков появилась возможность не только создавать конкурентоспособную продукцию "с нуля", но и изучать международные патенты, отбирая наиболее конкурентные идеи и базируясь на них. По сути, Китай уже давно перестал заниматься реинженирингом, сейчас главное уметь правильно читать патенты", – отметили на открытии представители НЦИС. 

Открывшийся в Медуниверситете Центр – второй в Витебске, первый был создан на базе Витебской областной технической библиотеки. Как отметил генеральный директор Национального центра интеллектуальной собственности Владимир Рябовалов, с Витебска начинается декада, приуроченная к Международному дню интеллектуальной собственности, который будет отмечаться 26 апреля. За эти две недели в республике пройдет несколько семинаров, а также будут открыты еще два Центра поддержки в Пинске и Новополоцке.

"В них собраны самые последние разработки и патенты со всего мира, это очень важно для научных сотрудников, поскольку позволяет отслеживать, в каком направлении развивается научная мысль, понять, насколько мы в тренде. Благодаря центрам, наши ученые смогут оперативно ознакомиться с наработками, скажем, по коронавирусной вакцине и грамотно запатентовать свои ноу-хау", – сообщил председатель Государственного комитета по науке и технологиям Александр Шумилин.

По его словам, планируется открыть ЦПТИ в каждом ВУЗе страны, чтобы у всех студентов, аспирантов и магистрантов был доступ к международным базам данных.

Как заработать на патентах

Как отметили представители Национального центра интеллектуальной собственности, в Беларуси культура патентования только развивается.

"Более 60 процентов заявителей в нашем Центре – учреждения образования и Академии наук. К сожалению, через год большинство их патентов перестают действовать, поскольку у организаций нет денег на продление, остается лишь 15 процентов. Конечно, спустя некоторое время патент можно оплатить снова, но если за время простоя кто-то воспользуется технологией, изобретателю за это ущерб никто не возместит", – отметили чиновники.

Они подчеркнули, что разработчики и изобретатели сейчас зарабатывают именно на тех патентах, которые постоянно нужно продлевать. Причем, если в Беларуси стоимость патентования относительно небольшая, то получение патента в Европе может обойтись в сумму от пяти до десяти тысяч евро, что не по карману нашим разработчикам.

"Государство в свое время создало Фонд, который позволял субсидировать патентование, но за все время в него никто не обратился, предполагаем, что одна из причин заключается в том, что по условиям, если в течение нескольких лет к патенту никто не проявлял интерес, то изобретатель обязан вернуть деньги", – отметили представители НЦИС.

Они предположили, что брать на себя такую ответственность не готовы ни частные лица, ни учреждения образования или здравоохранения. Если белорусы и патентуют изобретения, то, в основном, на территории РБ. Чиновники подчеркнули, что патент действует только в той стране, где был оформлен, то есть белорусский патент будет действовать только в Беларуси, далее его защита распространяться не будет. По словам сотрудников Центра, многие белорусские производители не знают об этом, поэтому бывают случаи, когда белорусы пытаются открыть производство в другой стране, обладая белорусским патентом, не имеющим там силы.

Легальная монополия

"По сути, патент – это легальная монополия, которая принадлежит изобретателю и длится 20 лет. Многие в мире пользуются правом этой монополии. Более того, уже и в Беларуси были случаи, когда, патентуя свои изобретения, компании становились монополистами. Пока такие случаи единичны, но это только начало", – уверены специалисты.

По словам представителей НЦИС, кроме помощи в оформлении патентов и предоставлении доступа к международным базам данных, новые центры поддержки технологий и инноваций будут оказывать образовательные услуги в подготовке специалистов-патентоведов.

"К сожалению, в 90-е мы потеряли советских специалистов в патентоведении, поскольку тогда  их услуги были не особенно востребованы. Сейчас обучаем новых", - сообщили чиновники.

По их словам, за прошлый год в НЦИС обучились 19 специалистов, которые продолжат работу в центрах поддержки технологий и инноваций. В их обязанности входит не только патентование, но и умение правильно составить запрос в базы данных, поскольку иногда одно неправильное слово может "утопить" человека в огромном количестве абсолютно ненужной информации.

По словам сотрудников национального центра интеллектуальной собственности, белорусы создают много инновационных и качественных изобретений,и новые центры позволят им на этом неплохо зарабатывать.

165
Теги:
чиновники, наука, изобретение
Снимок планеты Земля из космоса, архивное фото

Первый модуль российской орбитальной станции будет готов к 2025 году

86
(обновлено 10:58 20.04.2021)
Россия может в ближайшие годы выйти из проекта МКС, так как станция уже выработала свой ресурс, дальнейшее сотрудничество будет обсуждаться с партнерами.

МИНСК, 20 апр – Sputnik. Первый модуль новой российской орбитальной станции будет готов к пуску уже через четыре года, об этом сообщил во вторник глава "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин.

Научно-энергетический модуль изначально предназначался для Международной космической станции, над ним уже ведется работа.

"Ракетно-космической корпорации "Энергия" поставлена задача в 2025 году обеспечить его готовность к запуску на целевую орбиту", - написал Рогозин в своем Telegram-канале.

Ранее вице-премьер России Юрий Борисов заявил, что Россия может к 2025 году выйти из проекта МКС, так как станция выработала свой ресурс, и дальнейшее нахождение в ней космонавтов связано с риском для их жизней. Он рассказал о планах создания Россией своей орбитальной станции и сообщил о готовности сотрудничать с зарубежными партнерами в этом проекте.

По словам Борисова, новая орбитальная станция планируется как перевалочная база для дальнейшего освоения Луны.

Глава Российской академии наук Александр Сергеев ранее сообщил, что первые "звонки", говорящие о том, что МКС вырабатывает свой ресурс, начались с утечками воздуха. Ученый считает, что после 2025 года станция начнет "сыпаться" – то есть элементы начнут лавинообразно выходить из строя. Он призвал пересмотреть дальнейшие сроки участия России в проекте МКС и сосредоточиться на постройке собственной станции.

Читайте также:

86
Теги:
Международная космическая станция, космос
Заправка автомобиля на АЗС

Россия "заморозит" цены на бензин: перестанет ли дорожать топливо в ЕАЭС?

0
Бензин дорожает во всех странах Евразийского экономического союза с начала 2021-го года, выше всего темпы в Казахстане, ниже всего – в Беларуси.

МИНСК, 22 апр – Sputnik, Никита Чикунов. Россия принимает новые меры для стабилизации внутреннего рынка и сдерживания цен на бензин. В правительстве страны задумываются и о сезонном ограничении экспорта бензина.

Экономисты считают, что эффекты от предпринимаемых российскими властями шагов могут затронуть и страны Евразийского экономического союза. Как "заморозка" цен на бензин в России подействует на страны ЕАЭС, выяснял Sputnik.

Лекарство от подорожания

Два российских министерства – финансов и энергетики – согласовали между собой параметры корректировки демпферного механизма для внутрироссийского топливного рынка. Об этом говорится в совместном заявлении ведомств, опубликованном во вторник, 20 апреля.

Планируется, что с 1 мая изменится индикативная цена (оптовая стоимость, которую устанавливает правительство, – Sputnik) бензина для внутреннего рынка: она снизится на четыре тысячи рублей. Действующая ставка составляет 56,3 тысячи рублей за тонну (почти 750 долларов - Sputnik). Помимо этого, с 1 января 2023 года базовая цена на бензин будет индексироваться каждый год только на 3% вместо нынешних 5%.

Впервые демпфер заработал в 2019 году. Его главная задача – не допустить повторения топливного кризиса 2018-го. Тогда из-за роста мировых цен на нефть резко повысилась стоимость бензина в России, а правительству страны пришлось договариваться с нефтяными компаниями о фактической заморозке цен на топливо.

Суть демпферного механизма заключается в том, что при высокой стоимости нефти за рубежом российские нефтеперерабатывающие заводы получают компенсацию – им возвращают часть выплаченных налогов. Эти выплаты "мотивируют" нефтяников продолжать поставки топлива на внутренний рынок, не взвинчивая цены вслед за мировыми.

Такая система не предполагает снижения цен на бензин – только умеренный рост. Стоимость топлива не растет выше годового уровня инфляции (в 2020 году рост составил 2,5% — почти вдвое ниже инфляции), но и не снижается при падении мировых цен. Таким образом, внутренний рынок оказывается защищенным от резких ценовых колебаний.

Сам демпфер подсчитывается с учетом индикативной и актуальных цен на внешнем рынке. Грядущее снижение действующей индикативной цены (56,3 тыс. руб. за тонну) означает, что при поставках топлива на внутренний рынок в условиях высоких мировых цен нефтяники получат больше возвратных выплат. Такой шаг, по мнению опрошенных Sputnik экспертов, позволит остановить рост цен на бензин внутри России.

"Правительство повышает налог на добычу природных ископаемых. Вместе с тем рубль дешевеет, а нефть дорожает. Если бы индикативную цену не снизили, то поставки внутрь страны стали бы невыгодными даже при демпфере. Поэтому его привели к реалиям рынка. Бензин точно не подешевеет, но рост цен на него, вероятно, остановится в ближайшее время", — прогнозирует заместитель директора Института национальной энергетики Александр Фролов.

Вслед за российским рынком

С начала нынешнего года бензин дорожает во всех странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

За текущий месяц средняя цена одного литра АИ-92 в Армении выросла на 2,64%, в Кыргызстане – на 4,3%, в Казахстане – на 6,5%, в Беларуси – на 1,4%.

За тот же период бензин марки АИ-95 в Армении стал дороже на 6,2%, в Кыргызстане – на 6%, в Казахстане – на 7,9%, в Беларуси – на 1,16%.

Ситуация на топливных рынках в Армении и Кыргызстане обусловлена тем, что эти страны не перерабатывают нефть самостоятельно, а закупают нефтепродукты в России. Следовательно, стоимость топлива целиком зависит от отпускных цен на российских НПЗ.

Корректировка демпфера должна насытить рынок в России топливом. Это создаст благоприятные условия для снижения отпускных цен, по которым российский бензин поставляется в Кыргызстан, считает исполнительный директор НКО "Международный деловой совет" Аскар Сыдыков.

"Дорогой бензин в Кыргызстане стал следствием дефицита бензина на российском рынке. Как только в России ощущается нехватка нефтепродуктов и немного повышаются цены, то и у нас (в Кыргызстане - Sputnik) происходит то же самое, только в больших масштабах. Ведь у нас нет демпфера. Нефтетрейдеры в Кыргызстане небольшие, они не могут держать больших запасов топлива и регулировать цены. Мы очень надеемся, что новые параметры демпфера скажутся на нас положительно. Когда в России не будет дефицита – Кыргызстан начнет получать бензин по более низким ценам", — объясняет он. 

Такую точку зрения разделяет исполнительный директор ассоциации нефтетрейдеров Кыргызстана Канат Эшатов. По его словам, рынок топлива в республике идет вслед за российским.

"Наш рынок полностью зависит от России, потому что это наш единственный поставщик нефтепродуктов. Если там рост цен на бензин остановится, то у нас ситуация тоже стабилизируется с разницей в несколько недель. Российские заводы платят большие налоги на добычу (НДПИ), поэтому с начала года отпускные цены на бензин выросли на 4-6%. Если налоговики станут возвращать больше денег, то НПЗ смогут продавать топливо чуть дешевле", — предполагает собеседник.

Аналогичным образом ситуация обстоит в Армении. Ценообразование на топливном рынке республики определяют те же факторы, что и в Кыргызстане: зависимость от российских поставок из-за отсутствия возможностей для переработки нефти.

Казахстан, напротив, покрывает почти все свои потребности в топливе за счет местных мощностей. Если до 2018 года поставки светлых нефтепродуктов (бензин, керосин и дизельное топливо – Sputnik) из России были значительными – от 500 тыс. до 1 млн тонн, то в последующие годы они значительно сократились (в 2019-м – около 20 тыс. тонн, в 2020-м – 2 тыс. тонн), замечает экономический обозреватель Сергей Домнин.

"Несмотря на общую границу и взаимозависимость экономик, рынки нефтепродуктов РК и РФ действуют вполне обособленно: в странах разные схемы организации рынка нефтепродуктов, разная себестоимость переработки, ставки акцизов и розничная цена на бензин. Стоимость бензина в Казахстане растет из-за внутренних факторов (увеличение экспорта нефтепродуктов и нефти, повышение налогов – Sputnik), поэтому ситуация на российском рынке на нас не повлияет", — считает он.

А что с ценами на топливо в Беларуси?

Маловероятным выглядит и сценарий, при котором демпфер в России остановит повышение цен на бензин в Беларуси. Республика перерабатывает нефть на двух НПЗ и производит топливо в объемах, достаточных для удовлетворения внутреннего спроса и даже экспорта. 

С января по февраль нынешнего года страна экспортировала 1,68 млн тонн нефтепродуктов – в 2,3 раза больше, чем за аналогичный период 2020 года. Крупнейшими импортерами белорусских нефтепродуктов стали Украина (546,5 тыс. тонн), Евросоюз (940,2 тыс. тонн) и Великобритания (138,7 тыс. тонн).

Подорожание бензина в Беларуси, как отмечает эксперт Белорусского института стратегических исследований Алексей Авдонин, объясняется общемировым повышением стоимости нефти. Корректировка демпфера в России повлиять на эту тенденцию не сможет.

Новая выгода

Осторожный оптимизм партнерам России по ЕАЭС должно внушить заявление российского вице-премьера Александра Новака, который не исключил введения запрета на экспорт бензина в периоды пикового спроса.

"Мы обсудим этот вопрос в ближайшее время. Послушаем рекомендации министерства энергетики, Федеральной антимонопольной службы, министерства экономического развития. Совместно примем решения. Ведь могут быть и отрицательные последствия - компании могут снизить объемы производства", — цитирует его слова агентство "Интерфакс".

Будет ли такой запрет распространятся на страны-участницы ЕАЭС, вице-премьер России не уточнил.

По мнению опрошенных Sputnik экспертов, любые экспортные ограничения, как показывает практика последнего года, не затрагивают государства, входящие в Таможенный союз.

В таком случае поставки бензина в Армению и Кыргызстан не только не уменьшатся, но могут и возрасти. В совокупности с обновленным демпфером это даст двойной положительный эффект – топливный рынок стран насытится, что неизбежно отразится на стоимости бензина для конечных потребителей.

0
Теги:
цена и стоимость, бензин, топливо, Евразийский экономический союз (ЕАЭС)