"Советский Конкорд": рассвет и закат Ту-144, которым восторгались все

© Sputnik / Рамиль Ситдиков / Перейти в фотобанкЛайнер Ту-144
Лайнер Ту-144 - Sputnik Беларусь
Подписаться
Оказывается, первый советский сверхзвуковой пассажирский лайнер неправильно сравнивать с "Конкордом", а Туполев настаивал на полном "разборе полетов", пытаясь доказать, что 144-й хотят запретить необоснованно.

Ту-144 работал на рейсах всего около восьми месяцев, а затем эксплуатация перспективного лайнера была остановлена навсегда. Краткую историю сверхзвукового самолета рассказал Sputnik летчик-испытатель Сергей Авакимов, летавший на Ту-144.

Полный восторг

Этот лайнер было пилотировать интереснее, отмечает Авакимов. 144-й летал на большой высоте и развивал огромную скорость по сравнению с другими самолетами, что вызывало эмоции как у пилотов, так и у пассажиров.

Первый полет советского сверхзвукового авиалайнера Ту-144 состоялся 49 лет назад - Sputnik Беларусь
Видео
Наш ответ "Конкорду": первый полет сверхзвукового Ту-144

"Когда мы летали с пассажирами, мы им подкидывали анкеты, спрашивали об их впечатлениях от полета. Безусловно, впечатления были восторженные", – рассказал пилот.

Авакимов отметил, что пассажирам очень нравилось долетать от Москвы до Алматы за два часа, в то время как на обычном самолете они бы летели четыре часа. При этом, по его словам, обслуживание на Ту-144 было гораздо лучше.

Пилот добавил, что разрабатывались различные рейсы, которые должен выполнять лайнер. Это и от Москвы до Красноярска, Новосибирска. А для полетов в Анадырь и Петропавловск-Камчатский планировалась другая версия 144-го.

Полет между Москвой и Хабаровском занимал 3 часа 21 минуту со скоростью более 2100 километров в час, что впечатляет даже сегодня, объяснил Авакимов.

Лучше, чем "Конкорд"

Сравнение Ту-144, который называют "советским Конкордом", с его зарубежным аналогом неправильно, рассказал пилот. Это, по его словам, связано с иным назначением советского лайнера.

Сверхзвуковой самолет Ту-144, архивное фото - Sputnik Беларусь
Что будет с восстановленным "советским Конкордом" Ту-144?

"Это разные самолеты. Я не согласен с такой точкой зрения. Это не русский вариант "Конкорда", это своя машина со своей конструкцией. Дальность полета нашего самолета была большей. "Конкорд" строился для полетов между Лондоном и Нью-Йорком, что ближе, чем расстояние между Москвой и Хабаровском. Так что назначение Ту-144 было несколько иным. В этом смысле я бы сказал даже, что он был лучше", – сказал Авакимов.

Всего восемь месяцев

Пассажирские рейсы Ту-144 выполнял с 1 ноября 1977-го по конец мая 1978-го. 1 июня 1978 года "Аэрофлот" прекратил эксплуатировать лайнер. Соответственно, коммерческие полеты осуществлялись в течение всего восьми месяцев.

Согласно официальному сайту компании – производителя 144-го, самолет произвел всего 55 рейсов и перевез 3284 пассажира.

Причиной вывода лайнера из эксплуатации считается катастрофа под Егорьевском в Московской области, которая произошла во время испытаний 23 мая 1978 года. Тогда пассажиров в "тушке" не было, а погибли два члена экипажа из восьми.

"Туполев лично сказал, что нужно подождать, что нужно было разобраться в случившемся. Спустя год мы окончательно разобрались, и полеты можно было бы спокойно продолжить без опасности для пассажиров, однако у генерального конструктора была некоторая осторожность, и не стоит его судить за это", – рассказал Авакимов.

Он добавил, что близко был знаком с теми, кто управлял разбившимся самолетом. Пилот также знал всех своих "коллег по небу", которые погибли при катастрофе Ту-144 во время показательного полета в Париже в 1973-м. Тогда жертвами инцидента стали 14 человек, из них шесть – на борту самолета.

Авакимов верит в то, что с современными технологиями, которые с тех пор шагнули далеко вперед, можно вернуть Россию в мир сверхзвуковой пассажирской авиации.

"Думаю, что это не только возможно, а этим надо заниматься. Как и на любом пути, нельзя сделать сотый шаг, пока не сделаешь первого", – подчеркнул пилот.

Лента новостей
0