Революционный природный антибиотик нашли ученые в России

© Sputnik / Кирилл Брага / Перейти в фотобанкЛаборатория центра стандартизации и метрологии
Лаборатория центра стандартизации и метрологии - Sputnik Беларусь
Найденное вещество, выделенное из алкалофильного мицеллиального гриба, поможет бороться с большинством инфекционных заболеваний человека и животных, вызванных бактериями и грибами.

МИНСК, 24 сен - Sputnik. Ученые Тюменского государственного университета совместно с другими российскими коллегами нашли универсальный природный антибиотик, преодолевающий устойчивость патогенов к лекарственным препаратам, сообщает РИА Новости.

Авторы исследования, опубликованного в журнале Applied Biochemistry and Microbiology, утверждают, что найденное вещество поможет эффективно бороться с большинством инфекционных заболеваний человека и животных, вызванных бактериями и грибами.

Сотрудница научно-исследовательской лаборатории, архивное фото - Sputnik Беларусь
Ученые нашли нейтрализующий коронавирус препарат

Как известно, одна из задач фармакологии состоит в поиске природных антибиотиков, способных бороться с микроорганизмами, обладающими множественной (multi-drug resistant, MDR) или абсолютной (extreme-drug resistant, XDR) устойчивостью к антибиотикам, доступным на рынке.

Исследователи из ТюмГУ первыми в мире продемонстрировали уникальную способность пептида эмерициллипсина А, выделяемого из алкалофильного мицеллиального гриба Emericellopsis alkalina. По данным ученых, вещество подавляет у бактерий способность к образованию биопленок, благодаря чему устойчивость этих патогенов к антибиотикам сходит на нет.

Главная терапевтическая особенность изученного вещества — универсальность воздействия. Как сообщают авторы исследования, перед эмерициллипсином А беззащитны не только MDR- и XDR-формы бактерий, но и практически любые патогенные эукариоты — например, мицеллиальные грибы и дрожжи.

"Эмерициллипсин А действует на эукариоты и прокариоты за счет разных молекулярных механизмов. Эукариоты — грибы и опухолевые клетки — погибают за счет разрушения пептидом их клеточной мембраны, а вирулентность прокариот подавляется за счет предотвращения образования биопленок", — рассказал старший научный сотрудник лаборатории антимикробной резистентности X-BIO ТюмГУ Евгений Рогожин.

Среди патологий, с которыми, как предполагают ученые, позволит бороться эмерициллипсин А, — опухоли, а также всевозможные бактериальные и грибковые инфекции.

Работа онкодиспансера  - Sputnik Беларусь
Ученые назвали ранние признаки рака крови

Эмерициллипсин А перспективен и как самостоятельное лечебное средство, и как элемент комплексных препаратов. Терапия может осуществляться либо через инъекции, либо местно — путем прямой обработки пораженных тканей.

Исследование проводилось в тесном сотрудничестве с коллегами из Научно-исследовательского института по изысканию новых антибиотиков им. Г.Ф. Гаузе, Центрального научно-исследовательского института эпидемиологии Роспотребнадзора и Института биоорганической химии им. М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова РАН.

В дальнейшем коллектив ученых намерен перейти от работы с клеточными моделями к лабораторным испытаниям препарата.