Сотрудница лаботарии ОАО Нафтан

"Нафтан" ответил за "разбодяженный" бензин Украине

11309
(обновлено 11:00 30.04.2021)
Белорусский бензин хорошо знают на европейском рынке, где он себя уже давно положительно зарекомендовал. Почему автомобильное топливо из Беларуси оказалось под пристальным вниманием на украинском рынке, разбирался Sputnik.

Нефтеперерабатывающие заводы в Беларуси являются одними из основных поставщиков автомобильного топлива на украинский рынок. В настоящее время южная соседка испытывает определенные сложности с регулированием рынка нефтепродуктов и с организацией контроля при реализации топлива, в результате чего там с завидной частотой при проверках местных нефтебаз и АЗС отмечаются случаи несоответствия качества автобензинов требованиям стандартов.

Украинский аналитик Сергей Куюн в авторской колонке написал о том, что в автобензинах были обнаружены металлосодержащие присадки и установлено повышенное (по сравнению с нормами) содержание в топливе спиртов, а также ряда других соединений. Эта новость осталась бы незамеченной, если бы украинская компания не закупала топливо на ОАО "Нафтан".

Кроме этого, исходя из лабораторных анализов, у ряда украинских экспертов появились подозрения, что, возможно, за счет добавления украинской компанией различных добавок, нафтановский бензин с октановым числом 92 превращается в бензин с октановым числом 95. В данной теме попробовал разобраться Sputnik.

"Процесс производства товарных автобензинов схож на всех нефтеперерабатывающих предприятиях. Сырьем у нас является нефть, она разгоняется на установке первичной переработки нефти на отдельные фракции, которые потом направляются на другие установки: изомеризации бензиновых фракций, каталитического риформинга  и так далее", - вводит в суть процесса получения топлива главный технолог ОАО "Нафтан" Артем Дудник.

Главный технолог ОАО Нафтан Артем Дудник
© Sputnik / Виктор Толочко
Главный технолог ОАО "Нафтан" Артем Дудник

По его словам, весь этот сложный процесс преследует одну цель – получить необходимые компоненты для получения товарного бензина. Впоследствии на их основе и производятся автомобильные бензины.

"Все компоненты проходят систему многоступенчатого контроля на каждом этапе производства, начиная от сырой нефти до полуфабрикатов и далее вплоть до готовой продукции", - заверил главный технолог.

На НПЗ в Новополоцке бензин блендируют до необходимого качества, а перед тем как отправить его потребителям, он проходит обязательную паспортизацию с получением всех необходимых документов на соответствие стандарту СТБ-1656, который по своей сути является аналогом европейского стандарта EN-228.

Нефтеперерабатывающее предприятие Нафтан в Новополоцке
© Sputnik / Виктор Толочко
Нефтеперерабатывающее предприятие "Нафтан" в Новополоцке

Артем Дудник отметил, что Нафтан выпускает два вида бензинов – Аи-92 и Аи-95. При этом он обратил внимание, для повышения октанового числа в бензине применяется такая широко распространенная присадка, как МТБЭ (Метил-трет-бутиловый эфир – Sputnik). Белорусский стандарт качества бензинов предусматривает содержание кислорода до 2,7% и содержание этанола до 5%.

"На ОАО "Нафтан" при выпуске бензина этанол и ММА (Монометиланилин – Sputnik) не применяются", - особо подчеркнул технолог НПЗ.

Рекламаций от потребителей Новополоцк не получал

Начальник управления реализации нефтепродуктов Виктор Кунцевич рассказал, что НПЗ в Новополоцке работает по долгосрочным контрактам, в том числе и с поставками топлива на украинский рынок. При этом южное направление составляет незначительную долю во внешних поставках, потому что "Нафтан" больше специализируется на дизтопливе, которое идет на экспорт в Европу.

Начальник управления реализации нефтепродуктов Виктор Кунцевич
© Sputnik / Виктор Толочко
Начальник управления реализации нефтепродуктов Виктор Кунцевич

"В среднем на украинский рынок поставляется около 10 тысяч тонн бензина в месяц, а основная часть наших топлив уходит на европейское направление", - констатировал специалист коммерческой службы.

По его словам, в силу логистики заводу в Новополоцке наиболее выгодными являются рынки стран Балтии, Польши, Чехии и Словакии.

"Мы никогда не получали рекламаций от европейских потребителей или же от стран, входящих в Таможенный Союз, по качеству топлива", - констатировал начальник управления реализации нефтепродуктов.

Разгонка нефти и стабилизация бензиновых фракций

Нефтеперерабатывающий завод в Новополоцке в настоящее время работает в основном на российском сырье, которое доставляется по магистральному трубопроводу "Дружба". Сердцем НПЗ являются установки первичной переработки черного золота – АТ-8 и АВТ-6. Журналисты любят сравнивать их работу с самогонным аппаратом, только это будет серьезным упрощением по отношению к той работе, которую проделывают белорусские инженеры. Мы побывали на одной из первичек – установке АТ-8.

Установки первичной переработки черного золота АТ-8
© Sputnik / Виктор Толочко
Установки первичной переработки черного золота АТ-8

"Здесь происходит разгонка нефти на узкие фракции. В результате получается прямогонный бензин, керосин, дизельное топливо, атмосферный газойль и мазут", - пояснил принцип работы начальник установки АТ-8 Виталий Данишевский.

По его словам, на установке также происходят такие технологические процессы, как стабилизация и разгонка бензинов на узкие фракции. При этом во время стабилизации из бензинов удаляются "сухие и жирные газы", которые затем отправляются на улучшение своих свойств, где из них удаляется сероводород. В результате разгонки, в свою очередь, получаются различные компоненты товарных бензинов.

Начальник установки АТ-8 Виталий Данишевский
© Sputnik / Виктор Толочко
Начальник установки АТ-8 Виталий Данишевский

"В данный момент установка работает на 90% от номинальной мощности. Мы можем перерабатывать в час до 750 тонн нефти. Для сравнения, за четыре часа мы можем переработать железнодорожный эшелон – это 60 цистерн", - обратил внимание Виталий Данишевский.

После чего добавил, что при такой загрузке на АТ-8 получают в час около 110 тонн прямогонного бензина. Для получения качественного бензина соответствующего европейским нормам он должен отвечать целому ряду критериев.

Сейчас после первичной переработки нефти получают значительную долю мазута на выходе, но, по словам специалиста, после завершения модернизации на предприятии глубина переработки достигнет 90%.

Проверка качества нефти и топлива в лаборатории

Бензин с ОАО "Нафтан" проходит полный лабораторный контроль и только после того, как специалисты подтверждают, что он выдерживает все испытания, подписывается паспорт качества. При этом проверка качества продукции идущей на экспорт ничем не отличается от поставок на белорусский рынок. Все выпускаемое топливо отвечает стандарту Евро-5.

Начальник лаборатории по контролю топливного производства Анна Ремез заверяет, что с НПЗ в Новополоцке не может уйти потребителю бензин с содержанием недопустимых примесей.

Начальник лаборатории по контролю топливного производства Анна Ремез
© Sputnik / Виктор Толочко
Начальник лаборатории по контролю топливного производства Анна Ремез

"У нас проводится проверка на процентное содержание оксигенатов (добавки в бензин кислородсодержащие – Sputnik), в том числе спиртов. Такой контроль осуществляется постоянно на каждом резервуаре", - добавила начальник лаборатории.

Анна Ремез пояснила, что на НПЗ работает система всесторонней проверки качества на всех этапах производства. Помимо контроля качества поступающего на завод сырья, лаборатория даже проверяет собственные реагенты, которые использует при анализах.

"Это делается для того, чтобы мы были уверены в качестве проводимых испытаний", - особо отметила она.

Лаборатория Нафтана по контролю топливного производства
© Sputnik / Виктор Толочко
Лаборатория "Нафтана" по контролю топливного производства

В лаборатории в начале проводится  контроль качества черного золота, после чего она идет на установку и специалисты проверяют уже полученные на выходе полуфабрикаты.  Проверяются также и другие компоненты, из которых потом получают бензины. После того, как выдается заключение лаборатории на товарный резервуар, топливо отгружается, при этом делается выходной контроль качества продукции в налитых вагонах. 

"При загрузке топлива в цистерны, которые уходят потребителям, мы делаем дополнительные контрольные анализы по ряду основных показателей, а также сохраняем арбитражные пробы на случай проведения расследований в спорных ситуациях", - подытожила Анна Ремез.

Вместо итогов

Нефтеперерабатывающий завод в Новополоцке поставляет на украинский рынок исключительно бензин Аи-92. Оптовым потребителем топлива является целый ряд украинских компаний. Интересно, что в результате проверок, результатами которых оперирует Сергей Куюн, подверглось сомнению качество бензина с октановым числом 95.

В данном случае, можно смело говорить о том, что украинская компания, получив белорусский бензин, который соответствует всем необходимым стандартам, скорее всего, добавила в него целый ряд присадок, в концентрациях значительно превышающих нормы стандартов.

Потребители на украинских заправках в этой ситуации получили "разбодяженный" бензин вроде бы с октановым числом 95, но приготовленный на основе нафтановского Аи-92 с вовлечением в него различных компонентов, в результате чего и были выявлены в топливе отклонения по качеству. Видимо, украинская компания в данном случае поставила свою финансовую выгоду выше деловой репутации.

11309
Теги:
ОАО "Нафтан", бензин, Новополоцк
Ракета-носитель Blue Origin New Shepard

Место на полет в космос с основателем Amazоn Безосом продали за $28 млн

523
(обновлено 10:34 13.06.2021)
Имя человека, получившего возможность полететь в космос на New Shepard, станет известно через несколько недель.

МИНСК, 13 июн – Sputnik. Одно пассажирское место на борту многоразового суборбитального корабля New Shepard было продано на аукционе за 28 миллионов долларов, следует из трансляции торгов, которые провела космическая компания Blue Origin.

Имя человека, который отправится в космос с основателем Amazon Джеффом Безосом и его братом Марком, пока не разглашается - его намерены объявить через несколько недель.

Полет запланирован на 20 июля, в составе экипажа – четыре человека. Кто станет четвертым - и последним членом экипажа, также будет сообщено в ближайшее время.

О том, что основатель и глава интернет-компании Amazon 57-летний Джефф Безос покинет пост генерального директора и отправится в космос, стало известно на минувшей неделе. Богатейший человек мира по этому поводу пояснил, что мечтал о путешествии с пяти лет, и сейчас отправится в "величайшее приключение" вместе с братом.

Перед тем, как отправиться в космос, Безос уйдет с поста гендиректора Amazon – он заявил, что это произойдет 5 июля.

New Shepard – многоразовый космический корабль, который строится для коммерческих полетов на границу с космосом. Длительность полета составит около 10 минут.

Ранее Blue Origin уже провела 15 тестовых полетов корабля, однако это будет первый запуск New Shepard с людьми на борту.

Читайте также:

523
Теги:
Джефф Безос
Пингвины в Антарктиде

Ученые: маори могли открыть Антарктиду за 1,2 тыс. лет до Беллинсгаузена

1647
(обновлено 22:58 11.06.2021)
Новозеландские исследователи ссылаются на устные предания коренного народа острова – племени маори.

МИНСК, 11 июн – Sputnik. Полинезийцы могли открыть Антарктиду более чем за тысячу лет до российских исследователей Михаила Лазарева и Фаддея Беллинсгаузена, считают ученые из Новой Зеландии.

Антарктида была открыта 28 января 1820 года русскими моряками, прибывшими к континенту на судах "Восток" и "Мирный".

При этом новозеландские ученые высказали предположение, что Антарктиду могли открыть члены племени маори еще в VII веке. Исследователи указывают на устные предания данного народа.

"Полинезийские рассказы о путешествиях между островами включают в себя и путешествия в антарктические воды Уи-те-Рангиоры и его команды на судне Te Ivi o Atea, вероятно, в начале VII века", – говорится в статье, опубликованной в журнале Journal of the Royal Society of New Zealand.

Там также указывается, что, таким образом, вероятно, маори стали первыми людьми, которые увидели не только прибрежные воды Антарктиды, но и сам континент.

Читайте также:

1647
Теги:
Антарктида
По теме
Самый большой в мире: в Антарктиде откололся айсберг в 12 раз больше Минска
Поздравления с Земли Эндерби: белорусы завершили переброску в Антарктиду
Возле украинской станции в Антарктиде "зацвел" снег
Суд Партизанского района Минска

Суд в Минске начал рассмотрение жалобы россиянки Сапеги

0
(обновлено 09:52 14.06.2021)
Суд над задержанной гражданкой РФ пройдет за закрытыми дверями, обвиняемую в Дом правосудия из СИЗО КГБ привозить не будут.

МИНСК, 14 июн - Sputnik. Суд Партизанского района Минска приступил к рассмотрению жалобы россиянки Софии Сапеги на ее задержание, передает  корреспондент Sputnik из Дома правосудия. 

Это не первая жалоба на задержание Сапеги - более недели назад адвокат подавал аналогичную жалобу, но суд отказал, и не отпустил Сапегу из СИЗО КГБ.

Задержание Софии Сапеги в Минске

Гражданку России Софию Сапегу задержали вместе с экс-главредом Telegram-канала Nexta (признанного в Беларуси экстремистским) Романом Протасевичем после экстренной посадки самолета Ryanair в Минске 23 мая. Девушку арестовали на два месяца по подозрению в совершении ряда уголовных преступлений в августе-сентябре 2020 года.

Адвокат сообщил о панических атаках у россиянки Сапеги в СИЗО КГБ >>

Официальный представитель МИД России Мария Захарова ранее заявила, что посольство РФ в Минске получило от белорусских властей многократное разрешение на посещение Софии Сапеги.

Ранее в эфире телеканала СТВ было представлено видео, в котором Сапега призналась, что является редактором Telegram-канала "Черная книга Беларуси", публикующего личные данные силовиков. Этот сервис, как и его региональные версии, признан в Беларуси экстремистским.

Читайте также:

0
Теги:
София Сапега
Темы:
Задержание россиянки Софии Сапеги в Минске