Новый диспетчерский центр управления воздушным движением

На взлет: кто, где и как будет управлять самолетами над Беларусью

1891
Новый диспетчерский центр управления воздушным движением откроют в ночь с 14 на 15 мая. Он находится в микрорайоне Сокол в нескольких километрах от Минска. Отсюда будут контролировать передвижения всех воздушных судов над страной – самолетов, вертолетов, дронов.

Сейчас в центре идут последние приготовления для встречи диспетчеров, которые завершают свою работу в старом комплексе в башне Национального аэропорта Минск. Корреспондент Sputnik съездил в Сокол и посмотрел, как авиадиспетчеры будут обслуживать пользователей воздушного пространства.

Раньше в небо поднимали целый Могилев, сейчас – Борисов

Постороннему человеку на территорию центра попасть нереально – двойной забор по периметру, сотни видеокамер, датчики проникновения. Режимный объект, подчеркивает начальник нового центра УВД Александр Шостак, и уверяет: авиационная безопасность прежде всего.

"Один авиадиспетчер может одновременно вести 15 самолетов, а это порядка 3-4 тысяч пассажиров в воздухе. Естественно, их безопасность на первом месте. Чтобы никто не вмешался, не сделал какую-нибудь диверсию, такие меры", - говорит руководитель.

Минский диспетчерский центр управления воздушным движением откроется в ночь с 14 на 15 мая. Лишь по той причине, констатирует Шостак, что ночью самая низкая интенсивность полетов. "Возможно, будет несколько самолетов на связи, возможно, десяток, но явно не то количество, которое бывает днем – 400-500 бортов", - поясняет он.

Новый диспетчерский центр управления воздушным движением
© Sputnik Станислав Лобатый
Новый диспетчерский центр управления воздушным движением

В начале мая в воздушном пространстве страны становится больше рейсов. Активизируются чартеры, открываются новые регулярные маршруты. Однако, по словам начальника центра, нынешнее движение – это далеко не то, что было до пандемии. В 2019-м году белорусские авиадиспетчеры обслуживали до 1300 самолетов в сутки, сейчас их количество сократилось в разы.

"За сутки мы поднимали в небо 350-400 тысяч человек. Грубо говоря, целый Могилев. Сейчас это Борисов, Лида (100-150 тысяч)", - акцентирует Александр Шостак.

Штат в новом центре будет около 500 человек. Из них порядка 160 диспетчеров по управлению воздушным движением и около 50 диспетчеров по организации воздушного движения, диспетчеры планирования, диспетчеры-операторы и другие специалисты. Здесь также есть координационный центр поиска и спасения на случай любого авиационного ЧП. В старом центре в аэропорту "на всякий пожарный" на период перехода останется дежурная смена диспетчеров.

Над Беларусью почти 70 воздушных трасс

В воздушном пространстве страны существует 66 маршрутов зональной навигации для пилотов. Однако, по словам Александра Шостака, несколько месяцев назад авиационные власти ввели свободные маршруты для судов гражданской авиации.

Начальник диспетчерского центра управления воздушным движением Александр Шостак
© Sputnik Станислав Лобатый
По словам Александра Шостака, за сутки в небо "поднимают" 100-150 тысяч человек

"Другими словами, пользователи воздушного пространства могут летать не по определенным трассам – а использовать точку входа и точку выхода на границе воздушного пространства Республики Беларусь. Так пилоты экономят полетное время и топливо. Вылетел самолет, к примеру, из Лондона в Пекин, вошел транзитом в воздушное пространство Беларуси – для него есть точка входа и точка выхода", - подчеркивает собеседник.

Не только гражданская авиация

"Мы управляем абсолютно любой авиацией, которая есть в нашем воздушном пространстве. Государственную (авиацию - Sputnik) тоже могут делегировать под наше управление. Боевые полеты – нет, ими управляют офицеры боевого управления. Нам просто вводят ограничения, и в ту зону, где они выполняются, гражданская авиация не заходит", - добавляет начальник центра.

В здании находится объединенная группа планирования, она рассматривает заявки на использование "белорусского неба" от порядка 1500 авиакомпаний из 100 стран мира и выдает разрешения на использование воздушного пространства. Транзитом через Беларусь летают около 90 процентов судов, остальные 10 выполняют перелеты между региональными аэропортами.

Новый диспетчерский центр управления воздушным движением
© Sputnik Станислав Лобатый
Новый диспетчерский центр управления воздушным движением

Шостак говорит, что в Беларуси большой парк малой авиации, и самолеты-вертолеты летают много и часто.

"Это те, кто обслуживают нефтепровод, газопроводы, лесопатруль, сельхозавиация, гаишники, которые контролируют дороги, скоростной режим и так далее", - рассказывает он.

Получить разрешение, если у вас есть свой самолет, вертолет или дрон, в принципе несложно. Нужно подать в центр заявку, диспетчеры планирования определят место, время и высоту использования воздушного пространства.

Сплошные тренировки

Диспетчеры в центре будут работать в пять смен: в каждой из них 25-30 человек и руководитель полетов. Один диспетчер может одновременно вести до 15 самолетов, больше – уже небезопасно.

Новый диспетчерский центр управления воздушным движением
© Sputnik Станислав Лобатый
В новом центре будет работать полтысячи человек

Что касается оборудования, то модернизирована автоматизированная система управления воздушным движением – это основной элемент, который авиадиспетчеры используют в работе. Установлена новая система радиосвязи, резервная и аварийная радиосвязь. Есть даже "умный пульт", благодаря которому можно настраивать мониторы под себя.

Здешние специалисты – выпускники не только Белорусской государственной академии авиации, но и Ульяновского, Кировоградского, Рижского и Санкт-Петербургского авиационных учреждений. Для них в центре есть специальный тренажерный комплекс.

Основная задача тренажера – обучение, проверка, поддержание и повышение профессионального уровня авиадиспетчеров. Они отрабатывают любые ситуации и условия, которые могут случиться при выполнении полета – гроза, ливень, снег, туман, отказ двигателя, пожар двигателя и прочее.

Диспетчер-оператор Арина Кривонос – выпускница Белорусской государственной академии авиации. Сейчас она проходит обучение на тренажерном модуле, после чего девушку ждет 600-часовая стажировка, которая займет полгода.

Диспетчер-оператор Арина Кривонос
© Sputnik Станислав Лобатый
Арина Кривонос пока работает на специальном тренажере, после чего у нее начнется стажировка

"Затем экзамен в местной квалификационной комиссии и, надеюсь, допуск к реальной работе диспетчера. Может, у нас и рутинная работа, но каждый день не похож на предыдущий, ведь всякие ситуации бывают", - признается она.

Как центр будет зарабатывать деньги

Строительство центра велось почти пять лет, первый камень был заложен в сентябре 2016 года. На его возведение было потрачено около 90 млн белорусских рублей. Сможет ли он себя окупить в будущем?

"Я думаю, что да, ведь благодаря новому центру мы увеличиваем транзитную возможность в воздушном пространстве Республики Беларусь, оказываем пользователям более качественный сервис аэронавигационного обслуживания и уровня безопасности полетов. Авиакомпании всего мира, чтобы пролететь через нашу страну, платят аэронавигационные сборы за каждые 100 км пути. На этом мы и будем зарабатывать", - заключает Александр Шостак.

1891
Теги:
Минск, Самолет, Беларусь
iPhone 12 mini

Apple снимает с производства одну из моделей iPhone 12

887
Телефон iPhone 12 mini будет оставаться в продаже, пока не продадут все складские запасы данной модели.

МИНСК, 22 июн – Sputnik. Американская компания Apple сняла с производства смартфон iPhone 12 mini, сообщил портал TrendForce со ссылкой на собственные источники.

Данное решение было принято в Купертино, так как серии mini-версия iPhone 12 оказалась самой непопулярной у покупателей. Остальные модели двенадцатой версии в настоящее время остаются на конвейере.

Телефон iPhone 12 mini будет оставаться в продаже, пока не продадут все складские запасы данной модели.

В настоящее время будущее mini-версии iPhone 12 остается неизвестным – отдельные инсайдеры полагают, что Apple рискнет и выпустит в конце текущего года обновленный компактный смартфон.

Читайте также:

887
Теги:
Apple, США
Академия наук Беларуси

ДНК-технологии на службе армии: что на MILEX-2021 представит НАН Беларуси

207
(обновлено 16:57 22.06.2021)
23 июня в Минске открывается десятая международная выставка вооружений MILEX. Свои разработки представят и белорусские ученые.

МИНСК, 22 июн – Sputnik. Ученые Института генетики и цитологии Национальной академии наук Беларуси представят на выставке вооружений MILEX-2021 ряд инновационных проектов, позволяющие повысить силу и выносливость, стрессоустойчивость людей, сообщает пресс-служба НАН Беларуси.

Посетители выставки смогут ознакомиться с тремя комплексами, разработанными в Институте генетики и цитологии:  "Сила и выносливость", "Стрессоустойчивость" и "Здоровье". Это – глубокий и всесторонний анализ комплекса генов, ответственных за развитие различных качеств – физических, психологических. В том числе за адаптацию к гипоксии, скорость восстановления после физических нагрузок,  эмоциональную стабильность в сложных экстремальных условиях, предрасположенность к различного вида заболеваниям.

Беспилотники, тренажеры

Кроме того, белорусские ученые продемонстрируют целый ряд беспилотных летательных аппаратов (БЛА). Среди них – "малоразмерный БЛА - мишень с турбореактивным двигателем, который предназначен для имитации воздушных целей типа реактивный боевой самолет, крылатая ракета, БЛА для обеспечения тренировки подразделений и частей ВВС и войск противовоздушной обороны", - сообщает НАН Беларуси.

Специалисты научно-производственного центра представят унифицированный электронный тренажер ПЗРК. Он предназначен для эффективного обучения и тренировки стрелков-зенитчиков приемам боевой работы. Это позволяет экономить  расход боевых ракет и полетов авиации, обеспечивать объективный контроль и документирование действий военнослужащих.

Посетители выставки увидят новые беспилотные летательные аппараты "Бусел МК", "Буревестник НМ".

Выставка MILEX-2021

Выставка вооружений MILEX проходит в Беларуси раз в два года. В 2021-м выставка откроется 23 июня. Как ожидается, гостям и участникам MILEX покажут самые интересные новинки из мира вооружений и оборонной техники. Демонстрировать ее будут не только "простым зрителям", но и потенциальным покупателям — возможно, в рамках выставки будут заключены крупные контракты.

Читайте также:

207
Теги:
MILEX, НАН Беларуси
Темы:
MILEX — 2021
Энн Хэтэуэй

Такого вы еще не видели: Энн Хэтэуэй вышла в свет в необычной защитной маске

0
(обновлено 12:53 23.06.2021)
Звезда фильма "Дьявол носит Prada" прогулялась по улицам Нью-Йорка и задала новый тренд для эпохи пандемии коронавируса.

Голливудская актриса Энн Хэтэуэй вышла в свет после долгого перерыва и удивила поклонников: в сети обсуждают необычную защитную маску звезды.

Хэтэуэй появилась на съемочной площадке нового сериала от Apple TV+ по роману писательницы Робинн Ли The Idea of You. Внимание папарацци привлекла не сама актриса, которая выглядела просто неузнаваемо, а ее защитная маска.

Хэтэуэй вышла из машины в защитном экране, украшенном пестрыми наклейками и сразу же попала в объективы фотокамер. Снимки, опубликованные в сети, удивили всех поклонников.

"Обалдеть, классная идея"; "Достаю свои школьные наклейки"; "Вот это да, не узнала Энн"; "Мне кажется, что только что появился новый тренд", - прокомментировали в сети.

Для жаркого дня Энн выбрала очень стильный образ: синее платье-тунику с серебристыми нитями и серебристые сандалии от бренда Birkenstock. В руках актриса несла сумку-шоппер, которая не теряет своей актуальности уже несколько сезонов.

Читайте также:

0
Теги:
Энн Хэтэуэй